Найти в Дзене
Живая история

Бежавший из ада. Правда о подвиге летчика Девятаева

Оглавление

Режиссер Тимур Бекмамбетов снял фильм о летчике, бежавшем с группой товарищей из немецкого плена на вражеском самолете, и назвал его «Девятаев». В основу картины положена история Героя Советского Союза Михаила Петровича Девятаева.

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

После выхода ленты на экраны о ней много писали. Бакмамбетов, рассказывая о съемках и сценарии, не скрывал, что не обошлось без художественного вымысла, компьютерной графики. Например, Николай Ларин, друг главного героя, персонаж выдуманный. Сцены воздушных боев смоделированы с помощью игры War Thunder.

Но речь не о фильме, а о том, как удалось десяти военнопленным вырваться из лап смерти весьма необычным способом.

Боевой летчик

Прошло много лет. Казалось бы, все должно быть просто и понятно. Но до сих пор встречаются нестыковки. Некоторые сведения настолько противоречивы, что не дают полной картины случившегося. Тем не менее одно остается очевидным: Михаил Девятаев и еще девять человек совершили побег из лагеря на немецком бомбардировщике Не-111.

«Мордвин» — позывной Девятаева, к началу войны окончил летное училище и был уже опытным летчиком-истребителем. Но в начале осени 1941-го в одном из боев его самолет был сбит. Получив тяжелое ранение, Михаил долго лечился, а когда дошло дело до выписки, медкомиссия решила, что летать на истребителях он больше не сможет. Пришлось пересесть на У-2 и пару лет отлетать на нем. Но все эти годы просил, чтобы его вернули в военную авиацию. Просьбу удовлетворили только в 1944-ом. Был направлен в авиаполк под командованием летчика-аса Александра Покрышкина.

Последний раз его голос в эфире прозвучал 13 июля 44-го. Бой шел в небе над Львовом. Попав под плотный артобстрел, получив тяжелые ожоги, покинул подбитую машину и на парашюте уже без сознания приземлился, где был захвачен немцами.

Плен и побег

Сначала попал в Лодзинский лагерь, где получил номер 3932. Почти сразу пытался бежать, но безуспешно. Его, как смертника, отправляют в Заксенхаузен. В ряде документов, в том числе и личных воспоминаниях Девятаева, указывается, что от смерти его спас лагерный парикмахер, подменивший на робе нашивку с номером. Так из обреченного он превратился в «штрафника» и стал Степаном Григорьевичем Никитенко — R104533.

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

В лагере его определили в группу, занимавшуюся разнашиванием обуви. «Топтуны», так их называли, в день проходили до сорока километров, причем не просто, а с грузом. На плечах были ранцы, наполненные песком и весили они от десяти до двадцати килограмм. Многие не выдерживали больше месяца: ноги опухали и натирались кровавые мозоли. Но Девятаев испытания прошел, и его перевели в хозчасть, где он кормил свиней, убирал овощи с огорода, колол и возил дрова.

В конце осени в числе пятисот узников он попадает на остров Узедон, на котором располагался исследовательский центр по разработке ракетных программ. Для его обслуживания было построено несколько трудовых лагерей, куда доставляли пленных. Девятаев работал в Карлсхагене-1 в «планирен-команде», обслуживающей аэродром Пенемюнде. Охранниками здесь были не эсэсовцы, а те, кто по состоянию здоровья находился в резерве. Именно здесь старший лейтенант подбирает единомышленников, с которыми разрабатывает и реализует план побега.

Фото взято из свободных источников
Фото взято из свободных источников

Однажды, воспользовавшись случаем, Девятаев сумел рассмотреть, как летчик, сидя в кабине самолета, запускает моторы, нажимает кнопки, давит на педаль, стартер, и старался все запомнить в деталях.

Осуществить задуманное заговорщики решили 8 февраля. В тот день, как обычно, вышли на работу по расчистке взлетной полосы от снега. Улучив момент, обезвредили одного из охранников и добрались до «своего» самолета.

Позже Михаил Петрович вспоминал, как не сразу получилось запустить моторы, как не взлетел с первого раза, как беглецов пытались догнать. Но удача была на стороне советского летчика и его товарищей.

Им удалось перелететь через линию фронта и сесть на своей территории.

Возвращение

Можно сказать, что приняли их радушно: обогрели, накормили. Но затем началась проверка. Ввиду неординарности обстоятельств ее проводил начальник СМЕРШа Мандральский. В рассказах узников он видел много противоречий, некоторые моменты и детали и вовсе выглядели фантастическими.

Не стану подробно описывать все, что пришлось пережить Михаилу Петровичу после возвращения на родину. Наверное, тому можно найти оправдание. В конце войны многие фашистские приспешники старались затеряться, чтобы уйти от наказания, поэтому искали любые пути. К тому же и немцы нередко под видом пленных забрасывали своих диверсантов. Скажу лишь, что бежавшие узники смогли рассказать о новом оружии, разрабатываемом Германией, указать точные координаты полигона, что сыграло немалую роль в разгроме противника.

О подвиге долгие годы никто не знал. Узнали случайно. Кто выступил инициаторам о награждении Девятаева медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина, доподлинно неизвестно. Бытует мнение, что об этом ходатайствовал авиаконструктор Сергей Павлович Королев. Как бы ни было, но приказ о награждении был подписан 15 августа 1957 года. Так, спустя годы, был оценен подвиг легендарного советского летчика.

Продолжение читайте здесь

Не забудьте подписаться на канал, поделиться мнением и поставить лайк. Спасибо всем активным читателям.