Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Неочевидное кино: «Монета» (1962). К 95-летию режиссера Владимира Наумова

Оглавление
Владимир Наумов (1927 -- 2021)
Владимир Наумов (1927 -- 2021)

6 декабря исполнилось 95 лет со дня рождения Владимира Наумова, советского режиссера, вместе с Александром Аловым автора таких больших фильмов, как «Павел Корчагин», «Легенда о Тиле», «Тегеран-43», «Бег» и др.

Наумов и Алов — это не только сильные истории, выразительные герои и внимание к контексту эпохи, но и безупречные мизансцены, сбалансированная цветовая гамма, продуманные декорации — в общем, идеальные художественные образы, занявшие свое почетное место в истории кино.

В. Дворжецкий в фильме "Бег", реж. А. Алов и В. Наумов, 1970 г.
В. Дворжецкий в фильме "Бег", реж. А. Алов и В. Наумов, 1970 г.

Комиссия по расследованию анти*** деятельности

На фоне громких исторических полотен и экранизаций русских и советских писателей отдельные более скромные постановки из фильмографии Наумова и Алова нередко уходят на второй план.

Одной из таких лент многие годы была «Монета» 1962 года — черно-белая трилогия по рассказам американского писателя-коммуниста Альберта Мальца, внесенного печально прославившейся Коммисией по расследованию антиамериканской деятельности в «черный список». Как говорится, история повторяется дважды, второй раз — в виде фарса: и теперь уже не на американской, а на отечественной почве создается пока еще не комиссия, а группа по расследованию уже не антиамериканской, а антироссийской деятельности с угрожающей аббревиатурой ГРАД — только своего Альберта Мальца у нас пока не появилось…

"Монета": новелла 1 "Игра"
"Монета": новелла 1 "Игра"

Мальц — строгий критик капиталистической системы, и это видно как по советской «Монете», так и по выдающемуся фильму Жюля Дассена «Обнаженный город» (1948), к которому Мальц писал сценарий. Кстати, Дассен, еще одна жертва позорных «расследований», в начале 1950-х будет вынужден переехать из США в Европу, где будет развивать уже французскую кинематографию.

Эстетика фильма «Монета»

Очевидно, что Наумов и Алов смотрели «Обнаженный город» и классику нуара (а Мальц — еще и автор сценария классического нуара «Оружие для найма» 1942 г.) — отсюда неотличимая эстетика городских улиц, лестниц, дворов, интерьеров с резкими, почти экспрессионистскими тенями, острыми углами, яркими ночными огнями, разрезами окон, арок, переходов, силуэтами в шляпах и так далее.

"Монета": новелла 2 "Самый счастливый человек на свете"
"Монета": новелла 2 "Самый счастливый человек на свете"
"Монета": новелла 3 "Воскресенье в джунглях"
"Монета": новелла 3 "Воскресенье в джунглях"

Контраст американского города с его показной роскошью и самой настоящей нищетой достигается не словами, а изобразительными средствами. Над художественным решением фильма «Монета» работал художник-постановщик театра и кино Абрам Фрейдин, который к тому моменту зарекомендовал себя сотрудничеством с Михаилом Роммом и Александром Зархи.

Фрейдин — это тщательно прорисованные эскизы комнат, площадей, дворов и закоулков, всегда с характерными деталями и элементами. Вспомните, например, декорации «Золотого теленка» (1968) с Сергеем Юрским и Леонидом Куравлевым — лаконичные, но при этом очень выразительные: над ними тоже работал Фрейдин.

Эскиз А. Фрейдина к фильму "Золотой теленок", 1968 г. Квартира Зоси Синицкой
Эскиз А. Фрейдина к фильму "Золотой теленок", 1968 г. Квартира Зоси Синицкой
Эскиз А. Фрейдина к фильму "Золотой теленок", 1968 г. Кооперативное кафе
Эскиз А. Фрейдина к фильму "Золотой теленок", 1968 г. Кооперативное кафе

Кроме того, композитором фильма «Монета» был Николай Каретников, яркий представитель новой музыки и послевоенного авангарда в СССР, постоянно работавший в 60 – 70-е с Наумовым и Аловым.

Исторический контекст

В постсоветском киноведении про эту картину предпочитают либо не говорить совсем, либо «ядосно» цитируя Солженицына, как Олег Ковалов в своей статье по случаю показа «Монеты» на фестивале архивного кино «Белые столбы», где этот фильм я и посмотрела с пленки на большом экране. Якобы для режиссеров экранизация идейно дружественного советской идеологии американского писателя была своего рода реабилитацией после фильма «Мир входящему», чей гуманистический финал хрущевская критика была не в состоянии воспринять.

"Монета": новелла 3 "Воскресенье в джунглях". В кадре – Эраст Гарин
"Монета": новелла 3 "Воскресенье в джунглях". В кадре – Эраст Гарин

Однако уважаемый Олег Альбертович забывает про время, на фоне которого «Монета» была задумана и вышла в прокат «для вящего оболванивания узников режима». На дворе усиление напряженности между СССР и США, ведь именно в 1962 году разразился Карибский кризис, и это не могло не отразиться на произведениях культуры и искусства — от статей и книг с «антиамериканским» посылом до кинофильмов.

Впрочем, у Наумова с Аловым — в том числе благодаря выдающимся актерам: Андрей Попов, Ростислав Плятт, Глеб Стриженов, Эраст Гарин — получилась отнюдь не лобовая критика, как у цитируемых выше Александра Исаевича с Олегом Альбертовичем, а умная, художественная, пронзительная и действительно ядовитая, до сих пор задевающая кого надо, а в хороших людях пробуждающая сострадание к человеческому несчастью.

"Монета": новелла 1 "Игра". В кадре – артист Андрей Попов
"Монета": новелла 1 "Игра". В кадре – артист Андрей Попов

Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку

Что позволено Солженицыну (критиковать свою страну под угрозой преследования) – не приветствуется у Мальца? После таких авторитетных отзывов о фильме может создаться впечатление, что Мальц то и дело шаблонно обличал американскую действительность, чем и привлек внимание комиссии Маккарти. Однако это не так.

Тот же «Обнаженный город» — это фильм о работе полиции, проникнутый симпатией к борцам с преступностью, которая вполне себе процветала в послевоенные годы, о чем, видимо, и не подозревал сочинитель «Архипелага». (Здесь было бы неплохо вспомить, в какие «реакционность» и консерватизм впадет в дальнейшем наш досточтимый нобелевский лауреат. Только несколько лет спустя киновед Ковалов наконец-то критически выскажется в адрес духовно близких Солженицыну писателей-деревенщиков.)

"Обнаженный город", реж. Жюль Дассен по сценарию Альберта Мальца, 1948 г.
"Обнаженный город", реж. Жюль Дассен по сценарию Альберта Мальца, 1948 г.

Вообще «прогрессивный писатель» Мальц, как бы Ковалов ни глумился над его «прогрессивностью», — это, в отличие от Солжа и хрущевской критики, не создатель «идеологического шлака», а крупный сценарист, работавший с большими голливудскими режиссерами Фрицом Лангом, Фрэнком Таттлом, Мервином Лероем, Делмером Дэйвсом, Генри Костером, а после перерыва – с Генри Хэтэуэем, Доном Сигелом (фильмы с Клинтом Иствудом) и даже с Кирком Дугласом! Такой компании можно позавидовать.

Стриженов против Франкенштейна

Самая смехотворная претензия к фильму «Монета» заключается в том, что Америка снималась советскими режиссерами якобы по мотивам «абсолютно несмешных» карикатур «Крокодила», путевым зарисовкам советских художников Верейского и Горяева 1950-х гг., хотя это не более чем дежурное повторение штампов:

  • Во-первых, все три новеллы фильма посвящены не 1950-60-м годам, а эпохе Великой депрессии. Тут уж впору вспоминать поездку Эйзенштейна в Америку на 20 с лишним лет раньше. Кстати, сюжет второй новеллы фильма «Самый счастливый человек на свете» очень напоминает фильм «Плата за страх» Клузо (1953), действие которого происходит в Центральной Америке.

    Главный
    герой новеллы в исполнении Глеба Стриженова у Ковалова зачем-то сравнивается с Борисом Карлоффом — совершенно поверхностное сравнение на основе внешнего сходства: герой Стриженова – человек, измученный жизнью, дошедший до отчаянья; Карлофф – его антипод, выступающий, как правило, в амплуа монстра.
"Монета": новелла 2 "Самый счастливый человек на свете" с Г. Стриженовым и Р. Пляттом
"Монета": новелла 2 "Самый счастливый человек на свете" с Г. Стриженовым и Р. Пляттом
  • Во-вторых, профессиональные режиссеры, выпускники ВГИКа, сотрудники «Мосфильма» Наумов и Алов вполне могли смотреть оригинальные фильмы американских режиссеров, а не изучать фактуру по рисункам советских художников. Доступа к зарубежному кино и зарубежной прессе в те годы, как мы теперь знаем, было достаточно: и журналы выписывались, и показы проходили, и вообще жизнь кипела, «оттепель» же. Тем более что уже в 1963 году Наумов возглавит одно из творческих объединений киностудии «Мосфильм».
Владимир Наумов и Александр Алов
Владимир Наумов и Александр Алов
  • Ну и в-третьих, по меньшей мере странно обвинять советских деятелей культуры в «очернении» американской действительности, когда тем же самым занимался по сути весь тогдашний Голливуд (см. классику вроде Уайлдера, Сьодмака, Кубрика, Преминджера, а также книги Михаила Трофименкова «Красный Голливуд», которые его коллега Ковалов, видимо, как-то упустил).

Жаль, что отечественное киноведение до сих пор питается Солженицыным и по уровню анализа так и не вышло за рамки киноманских форумов. Но несмотря на очевидное неприятие «прогрессивности» идей «Монеты» частью профессионального сообщества, кажется, неспроста этот фильм был показан на фестивале: похоже, сами организаторы чувствуют растущую актуальность проблематики и его созвучность таким картинам последних лет, как «Джокер» // «Паразиты» // «Извините, мы вас не застали», «Отверженные» // «Кожа» // «Суд над чикагской семеркой» // «Хранители» и др.

__________________

Напишите в комментариях, какие фильмы Наумова и Алова вы любите, и поделитесь впечатлениями от «Монеты». Приятного просмотра!