Одна из главных улиц дореволюционной Самары –Панская (ныне Ленинградская) начинается от берега Волги. Пролегает модная, нарядная и богатая улица до железнодорожного переезда, а стоит его пересечь – и попадаешь в совершенно другое пространство, время и измерение, которое называется поселок Запанской.
Сразу напрашиваются некоторые исторические параллели. Как в Бразилии после отмены рабства стали появляться фавелы, так и у нас после отмены крепостного права на окраинах крупных городов стали возникать «неблагополучные» трущобы со специфическим образом жизни.
До массового наплыва в Самару ищущих заработка «освобожденных» крестьян территория между железной дорогой и рекой Самарой была занята монастырскими дачами и огородами, земля сдавалась в аренду всем желающим. Но пришлые крестьяне, босяки и мелкие торговцы арендовать ничего не стали, а пошли другим путем и стали создавать свои поселки, действуя методом самозахвата участков.
Место стало бойким – через реку Самару переправляли скот и пшеницу из южных губерний к бойням, амбарам и пристаням. На побережье выросли склады, амбары, кожевенные, кирпичные, чугунолитейные и механические заводы, а «самовольные» поселки из сезонных – связанных речным «переправным» промыслом - стали постоянными. Жители работали при амбарах, на заводах и элеваторе. Промышленные предприятия «подтянули» в поселок водопровод и электричество.
С «соцкультбытом», правда, дело обстояло плохо – из общественных учреждений работали только чайные для крючников и босяков, разливавшие также «белый чай» сорокаградусной крепости. Появление первого культового заведения в Запанском в 1908-м году связано с трагическим случаем. На охоте возле поселка от выстрела случайно разрядившегося ружья погиб молодой купец Михаил Сурошников, и братья на месте гибели построили церковь, освященную во имя Архангела Михаила. На месте первоначально деревянной церкви в 1915-м году Василий Сурошников построил каменный храм, ставший доминантой и главной районной достопримечательностью.
В 1912-м году в поселке наконец открылось свое народное училище, причем спроектированное признанным мастером Дмитрием Вернером
Надо сказать, несмотря на тесное соседство, Запанской с Самарой никогда не сливался , а продолжал жить своей совершенно обособленной жизнью. И эта обособленность каким-то чудом сохраняется до сегодняшнего дня. Большинство жителей Самары в Запанском никогда не бывали – хотя район не обделен ни памятниками, ни событиями, ни историческими личностями!
Кстати, и топонимика Запанского просто замечательна. Улицы носят имена писателей Неверова и Крылова, революционеров Пестеля, Рылеева, Веры Засулич, Софьи Перовской, Герцена, Энгельса и просто, по-домашнему –Ильича!
Жизнь бывшей «фавелы» до сих пор во многом определяется расположением между рекой и железной дорогой. С «железкой» связан и ряд достопримечательностей. Главная – старое депо. РЖД, конечно, молодцы, имущество содержат в порядке. Возле депо есть памятник паровозу СУ – первому разработанному в СССР – и действующий разворотный круг.
Депо носит имя Глеба Максимилиановича Кржижановского. Выдающийся инженер и ученый, друг и соратник Ленина, уроженец Самары и выпускник-отличник Самарского Реального училища здесь действительно трудился в должности заместителя начальника одного из участков . Здесь же в служебной квартире и проживал, а в свободное от основной работы время занимался подрывной деятельностью – печатал и рассылал газету «Искра». Еще и обладал поэтическим даром – написал прекрасную песню «Вихри враждебные веют над нами...»
В Запанском, правда, работал недолго – но памятник в депо ему установили.
Символом района считается и монументальная водонапорная башня вблизи депо. Построена в 1892-м году по проекту австрийского инженера Клауса Зольтера в псевдорусском стиле. Помимо прямого назначения, служила смотровой вышкой для предотвращения пожаров и прекрасно вписывалась в привокзальный архитектурный ансамбль.
Но башня была участницей многих зловещих событий ! В 1909-м году с нее «бросилась мещанка Кириллова 20-ти лет и убилась оземь насмерть». Жалко девушку! Причина – неразделенная любовь, надо думать. В 1910-м году привокзальные «горчишники» убили здешнего смотрителя, в 1915-м – застрелился техник, уведомив предварительно по телефону начальство. Через три года наступавшие на Самару белочехи «для острастки врага» повесили на башне двух большевиков – защитников города – Кобзева и Крапивина.
Сам автор - Клаус Зольтер погиб при тушении пожара в колхозных сараях в поселке Кошки в 1930 году. На этом череда несчастий, связанных с башней, закончилась.
Еще в поселке работает косметическая фирма «Весна». История ее берет начало с эвакуации украинского завода «Красный химик» в 1942-м году. В военные годы завод выпускал средства гигиены для фронта и тыла, сегодня продолжает снабжать Самару качественной косметической продукцией
А жилая застройка Запанского до сих пор сохраняет неповторимость облика «рабочей слободы» конца 19-го – начала 20-го веков
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете