Генрих Григорьевич Ягода был не менее «железным» управленцем в административных и хозяйственных делах, чем Феликс Дзержинский. Под бдительным руководством Ягоды строились важные стратегические объекты. Например, Беломорканал и канал Москва-Волга. Также до середины 30-х годов он навел жесткий порядок во многих лагерях и тюрьмах. Он поставил на строгий поток работу с малолетними преступниками, которую начал еще Дзержинский. Занимать такие серьезные посты мог только человек хладнокровный, с большой хваткой и недюжинным упорством.
И действительно, как позже вспоминал в своих мемуарах сотрудник ВЧК Михаил Шрейдер, Ягода был очень высокомерным и тщеславным человеком. Даже женился он не столько по любви, сколько из желания войти в семью видного государственного деятеля. Его избранницей стала Ида Авербах - племянница Якова Свердлова. Более того, семья Иды сплошь состояла из писателей и журналистов, которые имели хорошие связи в центральной печати. Таким образом, Ягода имел возможность использовать Информбюро в личных целых. Например, освещать в газетах свои большие стройки, успешную работу ОГПУ, а также раздутый в те годы метод «перековки» преступников.
По воспоминаниям Шрейдера, Ягода очень редко бывал на партийных собраниях, хотя там обязаны были быть почти все члены партии. Со своими подчиненными он обращался довольно грубо и не терпел никакой критики в свой адрес. Генрих Григорьевич не любил тех, кто с ним спорил или был умней. Поэтому чаще всего он выбирал себе в помощники людей более мягких, беспрекословных, а иногда и вовсе открытых подхалимов. Работников, которые не вызывали у него доверия, он отправлял трудиться в какую-нибудь глушь или вовсе увольнял из органов.
И чем выше Ягода поднимался по должности, тем грубее становился тон с подчиненными. После смерти Менжинского его роль в партии стала иметь всё больший вес. Теперь он мог позволить себе нецензурную брань не только в узком кругу подчиненных, но даже на больших официальных собраниях.
Стоит отметить, что Ягода тоже после повышения в должности помог своей жене пойти вверх по карьерной лестнице. Он посадил ее на должность помощника столичного прокурора, так как у Иды было юридическое образование. Конечно, истинную страсть он проявлял к другим женщинам. Например, к жене Максима Горького, которая получила милое прозвище «Тимоша». Судьба законных родственников Ягоды впоследствии была очень печальной. Жена и теща были репрессированы. Иду, пересылали из одной тюрьмы в другую, а позже всё равно расстреляли. Сын Генрих был отправлен в детский дом, где в целях безопасности ему дали фамилию мамы - Авербах. В 1949 году его арестовали и осудили на 5 лет ИТЛ. После амнистии он успел окончить институт, поработать инженером в НИИ, а позже эмигрировать в Израиль.
Пишите ваши отзывы и впечатления о статье в комментариях. Спасибо за внимание и до новых встреч!