Найти тему

10 цитат о Некрасове

10 декабря отмечается день рождения Н.А. Некрасова – не просто великого русского поэта, но и издателя, критика, редактора, публициста, литературного реформатора и человека, который формировал художественные предпочтения людей середины XIX века. Веком позже его труды и общественную деятельность начали изучать уже другие великие литераторы, среди которых жители и гости Писательского дома.

Предлагаем 10 цитат, в которых главное место занимает творчество Николая Алексеевича Некрасова:

  1. Мы имеем у Некрасова самые разнообразные виды стиховой интонации – болтливую скороговорку, которая произносится точно под балалайку, повествовательный сказ, балагурный тон, тон гневный и проповеднический, шансонетку или напев уличного романса (точно под шарманку), народное причитание "в голос" и, наконец, широкую песню в собственном смысле этого слова - Б.М. Эйхенбаум «Некрасов»
  2. Это был гений уныния. В его душе, почти не умолкая, звучала великолепная заупокойная музыка, и слушать в себе эту музыку, и передавать ее людям и значило для него творить. Даже когда он смеялся, вы чувствовали, что это смех ипохондрика. Даже в его ералашных стишках, в каком-нибудь «Говоруне» или «Аргусе», только глухой не услышит тоски - К. Чуковский «Некрасов, как художник»
  3. Некрасов якобы непосредственно переносил поэзию реальную речь в ее разговорных формах. На самом деле, стих Некрасова отличался большой сложностью.  Кажущаяся простота возникала как определенны художественный эффект и не имела ничего общего с элементарно аморфностью текста - Ю.М. Лотман «О поэтах и поэзии»
  4. Да, поэзия, как понимал ее Тургенев, не ночевала у Некрасова, а только изредка наносила визиты, как бы напоминая ему о своем, хотя и плачевном, существовании. И Некрасов принимал ее насмешливо, потому что знал, что победа будет за ним. У него была своя Муза, которая и дневала и ночевала – непохожая на своих классических сестер, взятая с улицы, хотя и кокетливая, даже до театральности. У него были особые вкусы – пусть несколько испорченные. Так бывает у иных гастрономов - Б. Эйхенбаум «Некрасов»
  5. Когда у поэта сплин, вместе с ним тоскует вся окрестность. Тогда каждая ворона рыдает, как он. Тогда для него, что ни пень, то Некрасов, носитель такой же тоски. Все вещи превращаются в его двойников. Вся природа – множество Некрасовых, источающих из себя ту же хандру:
Уныние в душе моей усталой,
Уныние – куда ни погляжу...
Что теперь ни встретишь,
На всем унынья след заметишь...
Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога.

К. Чуковский «Некрасов, как художник»

6. Когда мы говорим:  "Державин боролся с классицизмом" и "Некрасов  боролся  с  цензурой", - мы имеем в виду совершенно различное содержание понятия "боролся". Полная ликвидация цензуры не нанесла бы  ущерба значимости поэзии Некрасова - Ю.М. Лотман «О поэтах и поэзии»

7. Другой элемент его лексики - диалектизмы. И, внося их в свою поэзию, он также поступал, сообразуясь с прозой того времени. Это была эпоха, когда в язык прозы были широко введены диалектизмы, сначала в нарочитом и неорганизованном виде (Даль), а затем в художественно умеренном, когда Аксаков писал, что Тургенев пишет не по-русски, а по-орловски. Проза обогащала свои выразительные средства диалектизмами, ибо здесь была широкая возможность их мотивированного ввода - сказ. Некрасов широко использует этот прозаический прием ("Путешествие гр. Гаранского", "Орина, мать солдатская", "Похороны"), и это дает ему возможность мотивированно вводить диалектизмы и в лирическую поэзию, которая до той поры, подчиняясь велениям чисто лирического рода, была крепко спаяна с классическим стилем и таким образом отгорожена от этого обновления. Только говорная поэзия, допускающая сказ, прошедшая через комический строй, была в состоянии внести эти средства в поэзию - Ю.Н. Тынянов «Стиховые формы Некрасова»

8. Как-то в Студии я сделал доклад о натуральной гоголевской школе и приводил типичные образцы повестей, создававшихся ею под эгидой Белинского. Уже через несколько дней Зощенко принес в Студию пародийный рассказ, так искусно стилизованный им в духе повестей этой школы, словно рассказ был написан в 1844 году для одного из альманахов Некрасова. Пародист очень верно схватил характерные интонации, звучащие в повестях той эпохи - из воспоминаний К. Чуковского о Зощенко

9. Подобно Белинскому, он оказался великим открывателем талантов. На страницах «Современника» прославились имена Тургенева, Гончарова, Герцена, Огарева, Григоровича; здесь печатались Островский, Салтыков-Щедрин, Г. Успенский. Некрасов ввел в русскую литературу Достоевского и Толстого. Он же открыл двери «Современника» для Чернышевского и Добролюбова, вскоре сделав их идейными руководителями журнала. Своим авторитетом и опытом он обеспечил им возможность относительно свободного — в условиях цензуры — выражения своих мыслей - В. В. Жданов Н. А. Некрасов «Расцвет реализма: История русской литературы»

10. Любители биографии недоумевают перед «противоречиями» между жизнью Некрасова и его стихами. Загладить это противоречие не удается, но оно – не только законное, а и совершенно необходимое, именно потому, что «душа» или «темперамент» – одно, а творчество – нечто совсем другое. Роль, выбранная Некрасовым, была подсказана ему историей и принята как исторический поступок. Он играл свою роль в пьесе, которую сочинила история, – в той же мере и в том же смысле «искренно», в каком можно говорить об «искренности» актера - Б. Эйхенбаум «Некрасов»