80 лет тому назад, 9 декабря 1942 г. в Молотове (Пермь) состоялась премьера балета А. Хачатуряна «Гаянэ».
Еще в 1939 г. композитор получил заказ сочинить балет к декаде армянского искусства в Москве. Тогда спектакль, называвшийся «Счастье», был поставлен силами Ереванского театра им. А. Спендиарова на сцене Большого театра. А в 1940-ом ЛГАТОБ предложил Хачатуряну создать новый балет, на основе сделанного.
Начавшаяся война прервала работу над ним, и лишь в конце 1941 г. композитор вернулся к замыслу «Гаянэ».
Написанная ранее музыка должна была подтолкнуть драматурга К.Н. Державина к сочинению нового либретто. Оно отличалось более глубоким развитием сюжета. Действие развивалось в армянском колхозе накануне войны. В центре повествования была история передовой колхозницы Гаянэ, ее мужа, ставшего пособником диверсантов – агентов немецкой разведки и поджигателем колхозных складов хлопка.
В соответствии с либретто Хачатурян дописал много новых музыкальных номеров.
Премьеру балета приурочили к 25-летию Октябрьской революции. Ставить «Гаянэ» поручили вагановской ученице – Нине Анисимовой. У нее был опыт сочинения концертных номеров, но большой балет в четырех актах Анисимова делала впервые. В создании спектакля принимали участие художники Натан Альтман (декорации) и Татьяна Бруни (костюмы), над партитурой с композиторов работал дирижер Павел Фельдт.
В премьерном спектакле были заняты лучшие силы труппы. Партию Гаянэ исполняла Наталия Дудинская; роль ее шаловливой подруги Нунэ – Татьяна Вечеслова. Партия Армена, брата Гаянэ, где классический танец сочетался с национальными позировками, досталась Константину Сергееву; юноши Карена, влюбленного в Нунэ, – Николаю Зубковскому. Роль Гико, мужа Гаянэ, исполнил Борис Шавров. Для себя Нина Анисимова сочинила эффектную партию Айши, сполна показав в ней свое выдающееся мастерство в характерном танце.
Несмотря на недостаток фабульного развития в сценарии, спектакль выигрывал в танцевальной части и пользовался успехом. В 1943 г. за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию. В 1944 г. балет был возобновлен, а в 1945-ом отредактирован Анисимовой на ленинградской сцене, в родном театре. Кроме того, она поставила «Гаянэ» в Свердловске (1943) и в новой редакции – в Ереване (1947).
Социально-политические и идеологические особенности времени постановок балета отражались как на его сценографии, так и на сюжете. В начале 1950-х Анисимовой предложили добавить политической напряженности постановке, в связи с чем в сюжет было введено много дополнительных персонажей – появились геологи и неизвестный – шпион, пытавшийся похитить материалы экспедиции.
Новая редакция 1952 г. в ЛГАТОБ им. С. Кирова получила и другое оформление (художник – В. Доррер). Ставили «Гаянэ» и другие балетмейстеры в разных городах СССР и за рубежом. В 1972 г. в МАЛЕГОТе этот балет поставил Борис Эйфман.
В 1950-е годы фрагменты балета «Гаянэ» в постановке Анисимовой появлялись и в концертах Ленинградского хореографического училища. Например, в выпускных спектаклях 1958 года партию Армена танцевал Рудольф Нуреев.
В 1980-е годы силами воспитанников ЛАХУ имени А.Я. Вагановой исполнялся четвертый акт балета. В 2000-е в репертуаре Академии существовала также хореографическая сюита из «Гаянэ» со множеством характерных танцев. Ее исполняли, например, в выпускных спектаклях 2010 и 2013 годов.