В предыдущей статье мы с вами, дорогие товарищи, рассмотрели события 12 февраля 1814 года, а именно отступление Главной армии союзников под командованием фельдмаршала Шварценберга по двум направлениям: на Бар-сюр-Об и Бар-сюр-Сен. Это небольшие городки к востоку от Труа. В этот день 12 февраля 1814 года Наполеон со своей армией входят в город Труа, оставленный союзниками накануне.
И мы продолжаем.
*
*
Итак на дворе у нас 12 февраля 1814 года. Погода великолепная. Ясно, солнечно. Пахнет приближением весны, талым снегом, прошлогодней опавшей, кое-где оттаявшей, листвой. В лесу-то как хорошо. Птицы затеяли свой неподражаемый концерт.
Именно в такой погожий день Наполеон торжественно въезжает в Труа. Наполеон надеется, что приятная погода заставит как можно больших жителей высыпать на улицу и встречать своего императора.
Первыми входит в город пёстрая императорская гвардия. Следом, верхом на своём любимом жеребце, въезжает в город сам Наполеон. Внешне он спокоен, но на самом деле очень внимательно наблюдает и примечает всё вокруг.
Народу действительно много. Люди заполонили обочины дороги и галдят как на базаре.
— Да здравствует Император! — восторженно кричит один из жителей, мужчина средних лет, ярко взмахивая руками над головой.
В следующую минуту человек этот, резко успокоившись, даже кажется немного сгорбившись, как будто с опаской глянул по сторонам, направо, налево и быстро сплюнул.
— Чтобы ты провалился, чудовище, — тихо произнёс он себе под нос, и опять исподволь огляделся, как будто желая убедиться, что никто его не услышал.
А вот мы видим особнячком стоит группа людей, смотрят, но никак не выражают свои эмоции. Одеты очень хорошо, Со стороны эти люди выглядят как нейтральные, простые наблюдатели, можно было бы сказать, что это воспитанные, аккуратные, сдержанные люди. Но мы с вами знаем, что это роялисты, — люди ненавидящие Наполеона, — его ярые, непримиримые враги. Окажись Наполеон в их руках, где-нибудь в тихом, укромном месте, они казнили бы его очень быстро.
А вот мы видим с вами совсем другую картину. Группка людей машут руками, улыбаются, рты до ушей, ликуют взахлёб. Если мы хотим узнать как выглядит счастье со стороны, посмотрите на их лица.
Удивительно, но есть и абсолютно нейтральные граждане, которым всё равно кто у власти и кто приехал в их город. Такие люди, если и вышли посмотреть, то взгляд их не выражает ничего, никаких эмоций, как будто смотрят они на пустое ведро. Если завтра к ним в город приедет балаганный цирк, они будут встречать его ровно таким же нейтральным, можно сказать безразличным взглядом.
Среди встречающих есть люди, которые радуются и приветствуют Наполеона, но вовсе не потому, что великие его сторонники. На Наполеона им плевать, радуются они лишь потому, что город наконец-то покинули австрийцы, которые дюже шибко местных обижали и притесняли. Отбирали всё что не попадя.
Таким образом мы видим, что поддержка Наполеона вовсе не однозначна. Есть идейные сторонники Наполеона, готовые умирать за своего императора. А есть и непримиримые враги, которые с удовлетворением и чувством выполненного долга отрубят Наполеону голову. Есть сочувствующие, а есть нейтральные, которым всё равно и на Наполеона и вообще на всех, кто находится у руля власти в данный момент. Как же чудно́ устроено общество людей. Все люди абсолютно разные. И хотя психологи пытаются объединить всех без исключения людей, «распихать» их по группам, но делают это лишь для облегчения своей работы. Поведение в обществе каждого человека уникально.
*
Наполеон, как мы уже заметили, очень внимательно следит за эмоциями граждан, и он чётко приметил, что не все жители рады ему.
Наполеон сделал вывод, что в городе много врагов и поручил своей гвардии и жандармерии провести соответствующие мероприятия в городе, выявить и отловить всех роялистов и сочувствующих союзникам. А если повезёт, то ликвидировать роялистское подполье и тайные кружки.
Наполеон приказал громогласно объявить жителям города, что каждый, кто демонстративно надевает на себя кокарды или отличительные знаки династии Бурбонов, будет казнён на центральной площади города.
Начались гонения и страшные, чёрные для жителей города, времена. Вскрываются адреса, пароли, явки. Аресты, следствия, допросы. Вероятные выбивание показаний и подкупы провокаторов и всевозможных осведомителей и кротов. Наверняка были и такие, как же без них, кто с каким-то болезненным удовольствием и удовлетворением сдавали властям своих соседей или иных людей за сотрудничество с союзниками.
Так, подвергся травле и был арестован человек, в доме которого останавливался император Александр Павлович, и подаривший ему дорогой перстень.
Житель этот сдал перстень под расписку и вообще «переобулся очень быстро и основательно», так как «отделался лёгким испугом», был отпущен и не подвергся наказанию, лишь порицанию.
Но не всем так повезло, наверняка многие простые жители, о которых мы не знаем, сгнили в тюрьме или были казнены как враги народа, власти и императора. Но мы знаем о том, что иные дворяне были осуждены и казнены. Так, маркиз Видранж и кавалер Гуо подверглись репрессиям и суду. Видранжу удалось каким-то чудом избежать казни, только потому, что сумел покинуть город, а вот Гуо был приговорён и лишён жизни.
Вот такие дела, дорогие мои товарищи, происходили в городе Труа во Франции в феврале 1814 года. В следующих статьях мы с вами попытаемся разобраться и узнать, как же будут разворачиваться события дальше. А на сегодня мы заканчиваем...
>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.