("Восхождение Юпитер", Jupiter Ascending, 2015, США)
"Вот же двоечники, эти кинопрокатчики! - подумалось мне тогда при первом взгляде на постер этой картины. - И школу закончили, и институты еще, небось, а до сих пор не знают что название пятой от Солнца планеты склоняется."
Нет, потом-то я, конечно, узнал, что Юпитер в этой фантастической вселенной от Вачовски сменил пол (какая неожиданность!) и стал девочкой. Но осадочек, сами понимаете, всё равно остался.
Впрочем, что такое, этот мой осадочек, по сравнению с тем, который до сих пор наверняка тяготит Вачовски от эпичнейшего прокатного фиаско "Восхождения Юпитер". После чего - немыслимое дело! - на какое-то время в Сети даже перестали мелькать шутки насчет гендерного перепрофилирования сестробратьев. Ибо весь интернет только и делал, что обсуждал их громкий "отрицательный триумф" на ниве сотворения их персональной космооперы.
И впрямь, мыслимое ли дело: израсходовать на неё аж 285 млн. $ (176 млн. бюджет + 109 млн. реклама), а на выходе едва-едва, со стоном и скрипом, отбить лишь 65% от этой суммы.
То-то, небось, смеялся "папа" "Звездных войн" Джордж Лукас, глядючи на конвульсии этого своего несостоявшегося конкурента.
Между тем причин для катастрофы у не взошедшей на кассовый олимп, девочки с космическим именем видится всего две. И обе можно считать фатальными ошибками Вачовски еще на стадии творческого планирования своего проекта.
Первая ошибка сестробратьев: их внезапный уход со своего уникального авторского пути в фантастике и попытка бежать за "паровозом" моды. А именно: тогдашней моды на "подростково-девочковые" фантастику/фэнтези, типа "Сумерек", "Голодных игр", "Дивергента" или, уж простите, "5-й волны". Ибо слишком заманчивы были "профиты" в этой отрасли киноиндустрии, особенно для тех, кому и с предыдущим проектом ("Облачный атлас") коммерчески не повезло.
Кое в чем, правда, Вачовски блеснули оригинальностью.
Окинув взором всю "фант-гламурную" попсятину, что уже вышла к тому времени на экраны, сестробратья обнаружили аж целый жанр, где этот конь еще даже не валялся - космоопера! Вот уж действительно, в "далеких-далеких" галактиках девочки до сих пор не приключались и не целовались с мальчиками на фоне черных дыр и голубых карликов (в астрономическом смысле, а не в том, о каком могут подумать двоечники по астрономии).
Класс! Срочно "забиваем нишу", пока другие не подсуетились!
Только один ключевой нюанс Вачовски проигнорировали - а зря!
Все-таки, в отличие от историй про гламурных вампирчиков из "Сумерек" и высокодуховных голодранцев из "Голодных игр", космоопера, даже самая попсовая - чересчур масштабный и навороченный жанр. Особенно для того, чтобы разыгрывать в нем гормональные страсти юношества и девушества.
Здесь в принципе нельзя объять необъятное. Или вы сосредотачиваетесь на прорисовке огромного космомира и наполнении его "движухой", а лирическое сюсюканье добавляете лишь для драматизма, в небольших дозах ("Звездные войны", "Светлячок", "Стартрек" и мн. др), или выносите его на передний план, но тогда всё прочее волей-неволей останется на заднем. А именно это "всё прочее" в космоопере - то, что ее таковой делает, и чем она привлекает своих фанатов.
Вачовски же решили смешать в жанровом миксере всё сразу и помногу. Поэтому и вышло у них хрен пойми что. Ибо для любителей космических баталий и приключений в "Восхождении Юпитер" явный переборщ пустой болтовни, примитивной лирики и подростковых заскоков. А для фанатов "голодных сумеречных инсургентов" здесь многовато экзотических, отвлекающих внимание декораций и фриков-инопланетян. Да и Юпитер с ее бойфрендом оказались довольно плоскими героями, чего уж там.
К тому же этим фанатам совершенно неинтересны военно-политические "терки" галактического масштаба. Им гораздо ближе и понятней, когда крутая, но тонко-чувственная девочка бьется за свою любовь, за семью или, в крайнем случае, за благополучие родной деревни. А вовсе не за аж целую планету, на которую позарились некие космические фрики-долгожители, крылатые разумные рептилии, гуманоиды-невидимки и прочий межзвездный цирк уродцев.
И второе досадное упущение Вачовски: бросившись обниматься с фанатами "девочковой" фантастики, они попросту отвернулись от многих своих давних поклонников. Тех, кто ожидал от них всё, что угодно, но только не писклявый "гламурятник" в духе Стефани Майер и Сьюзен Коллинз.
Что ж, месть оскорбленных поклонников была скорой и жестокой: тотальный бойкот фильма в кинотеатрах. За которым и последовали хоть не скорые, но ожидаемые извинения Вачовски (вернее, только "половины" из них) в виде новой "Матрицы". Ну или как - извинения...
Впрочем, о качестве и искренности последних подробно написано по ссылке выше, и здесь о них упоминать не будем - это уже другой, большой и малоприятный разговор.
Есть ли смысл упоминать о сюжете "Восхождения Юпитер", если из контекста всего вышесказанного о нем и так всё ясно?
Если только вкратце, для проформы.
Короче говоря, жила-была на планете Земля девочка-уборщица с гордым именем Юпитер - дочь покойного наследника одной космо-аристократической династии и земной женщины. О чем Юпитер поначалу понятия не имела, но после того, как космическая аристократия однажды втянула ее в свои разборки, она узнала о себе, "о жизни, вселенной и всём таком" много чего такого, чему ее не учили ни в "восьмилетке", ни в ПТУ. Ну и новую любовь, само собой, Юпитер между делом нашла. А как иначе-то, если ты столь реактивно эволюционируешь из мойщиц унитазов в космические принцессы?
***
В общем, фильм-катастрофа - в самом буквальном смысле слова. И как финансовая катастрофа, и как репутационная для авторитета Вачовски. Да, катастрофа яркая и "спецэффектная", но всё равно, это не избавляет "Восхождение Юпитер" от двухчасовой вселенской тоски и занудства.
Единственное, над чем тут можно искренне всхохотнуть, это когда фильм берется "косплеить" "Автостопом по галактике" (сцена общения Юпитер с космическими бюрократами). Здесь и впрямь можно обронить ностальгическую слезу по тем "олдскульным" Вачовски, когда за обращение к ним "Здорово, мужики!" они еще не пытались выцарапать тебе маникюром глаза.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 12+):