(2005, Великобритания)
Вот так живешь себе спокойно, никого не трогаешь, пьешь пиво в баре по соседству и понятия не имеешь, что высшие космические силы уже приговорили твою планету... к сносу! Потому что, вы только подумайте, именно через Солнечную систему должен пройти межгалактический хайвэй, а какая-то фигня вроде Земли и копошащихся на ней людишек мешают этой грандиозной вселенской стройке. А как же человечество, спросите вы. Увы, слишком поздно о нём беспокоится. Раз уж оно не вняло официальному предупреждению и не переехало в другой район галактики, отныне с его мнением никто не считается...
Стоп-стоп-стоп! Какому еще предупреждению? Эй, нас никто ни о чем таком не предупреждал!
Да неужели? А вот и неправда! Планы строительства хайвэя уже пятьдесят земных лет как вывешены в местном бюро Планирования и Реконструкции на Альфе Центавра. У вас было достаточно времени, чтобы ознакомиться с ними и заявить официальный протест, но вы этого не сделали. Поэтому не обессудьте - Конец вашего Света назначен сегодня на полдень...
Неплохая завязочка истории, не так ли? Ну а дальше - еще хлеще. Галактические дорожники сдержали обещание и раскатали Землю-матушку в пыль своими бульдозерами. Впрочем, главному герою Артуру (Мартин Фриман) чертовски повезло. По чистой случайности его лучший друг оказался... инопланетянином, который успел эвакуировать его с помощью космического автостопа (только не спрашивайте, как это работает). И вот Артур прямо как был, в домашнем халате и тапочках, так и отправляется в грандиозное фантастическое путешествие, насколько абсурдное, настолько же убойно-сатирическое и смешное. А также совершенно, абсолютно и напрочь непредсказуемое. И за сто с лишним минут, что идет фильм, вам покажут такое количество сногсшибательных событий, которого не было во всех частях "Звездных войн" вместе взятых, точно вам говорю.
Тем не менее не все поклонники одноименного романа Дугласа Адамса были удовлетворены его экранизацией, даже несмотря на то, что над ее сценарием успел поработать сам автор (который, к несчастью, не дожил до начала съемок картины). В основном, естественно, критиковалось расхождение киношной и книжной историй и введение в первую новых персонажей, что якобы испортило ее изначальную красоту и целостность. Честно говоря, не знаю, как я сам отношусь к этим нововведениям. С одной стороны, их критика имеет под собой серьезное основание, но с другой, как по-моему, отвязно-безумный дух книги был передан в фильме на 97,4 %. Вдобавок его успех в прокате и номинации на множество премий (ни одна не выиграна) свидетельствует о том, что режиссер Гарт Дженнингс в целом всё сделал правильно, сняв эту историю так виртуозно, что она смогла понравиться всем, а не только поклонникам Адамса. Особенно с учетом того, что книга была написана аж в 1979 году и без должного осовременивания при ее переносе на экран было никак не обойтись.
***
В общем, можно до хрипоты спорить о том, удачное это кино или нет, но объективные факты всё же говорят в пользу первого. Да и чисто субъективно я не нахожу в "Автостопом по галактике" Дженнингса ничего такого, за что его следует ругать. Ну а что касательно зрителя, не читавшего книгу, но тоже жаждущего узнать ответ на "Главный вопрос жизни, вселенной и всего такого", то ему подавно нельзя пропускать эту картину. Потому что если он ее пропустит, его до скончания дней будет преследовать в кошмарах здешний депрессивный робот Марвин, а этот вечный нытик умеет насиловать человеку мозг пострашнее Фредди Крюгера, уж поверьте на слово.