Нео тёсаный, или Не только ценный мех Белого Кролика.
(The Matrix Resurrections, 2021, США и др.)
Удивительно точное, почти 100% соответствие моих ожиданий с действительностью - именно такое ощущение остается после просмотра новой "Матрицы". Иного и не ждал.
Если честно: послевкусие от фильма совершенно никакое, ни плохое, ни хорошее. Ибо он - это стаканчик теплой воды без газа для тех поклонников "Матрицы", у кого спустя почти 20 лет вдруг возникла жажда, а оригинальную трилогию им пересматривать неохота.
Причем уже заранее было очевидно, что Лана Вачовски (кстати, а куда подевался ее сестробрат?) элементарно паразитирует на своем самом удачном творческом бренде. Который до сих пор миллионы поклонников и любят, и помнят - как минимум первую ленту.
Вот и неудивительно, что после фатальной череды коммерческих провалов Вачовски на большом экране за минувшие 15 лет ("Speed Racer", "Облачный атлас", "Восхождение Юпитер") их осенила идея: во, блин, а чего это мы всё экспериментируем да экспериментируем? И в самом деле, не пора ли нам вернуться к корням - старой проверенной франшизе? И выдоить из нее еще 7-8 кубометров миллионобаксов, пока мемасики с ней все ещё популярны в народе?
Что-что вы говорите? Главгерои "Матрицы" пали в битве с машинами, а новых героев ее поклонники вряд ли поймут и одобрят?
Не беда: просто обзовем кино "Воскрешением" и вжух! - воскресим Нео и Тринити.
Каким макаром? Ну... что-нибудь этакое по ходу пьесы изобретем, чай не впервой.
И изобрели! В худших традициях уже не киберпанка, а романтического фэнтези с его магией и артефактами всевластья (так как это спойлер, расскажу о нем не здесь, а в конце, в постскриптуме).
Но удручает не это, а то, что Вачовски без зазрения совести взялась пересказывать классическую "Матрицу" по второму кругу. Ей-ей, клянусь: половина (!) "Воскрешения" - это фактически не сиквел "Революции", а наглый римейк "Матрицы" 1999 года. Со многими буквально заново переснятыми, ее коронными сценами.
Вот перед нами живой и здоровенький, только постаревший Нео, снова живущий в Сан-Франциско под именем Тома Андерсона. И работает он в цифровой компании - разве что теперь мастерит видеоигры. А самый коронный его проект, вы будете смеяться, - трилогия игр "Дьябло" "Ведьмак" "Петька и Василий Иванович" "Матрица", выпущенная ...дцать лет назад.
Именно поэтому Нео считает, что мучащие его глюки-флэшбэки - буквально кадры из первых фильмов, - это "паразитные" обрывки его творческой фантазии. Что-то вроде нервного расстройства или надвигающейся на него, пенсионерской деменции.
И то, что иногда в кафе Том встречает замужнюю многодетную Тиффани (Кэрри-Энн Мосс), похожую на Тринити, героиню его игры, тоже подозрительное дежа вю. Причем Тиффани тоже любит быстрые мотоциклы и не прочь полюбезничать с Томом за чашкой кофе, ведь он такой знаменитый на весь мир "ты_ж_программист". Да и просто хороший чуткий мужик, даром что похож на белорусского цыгана Джордани Йовановича, небрит и от него разит перегаром.
Как думаете, что вскоре грядет?
Вы абсолютно правы. Едва глюки Тома выйдут на критический уровень, а сам он разочаруется в своем психоаналитике, как банда Морфеуса уже тут как тут! И снова раскроет Тому (и зрителям) интригу двадцатилетней тухлости: весь этот мир не настоящий, а лишь виртуальная трансляция в мозг Тома машинами. Тогда как сам он плавает в ванне с красной слизью, где служит для машин батарейкой, и откликается на прозвище Нео (когда позовут). Но сейчас - привет красной таблетке! - НеоТома повторно отключат от USB-кабеля, помоют из шланга, завернут в дерюгу и вытащат в реальный мир. Где по-прежнему царят машины, а люди скрываются в подземном граде-убежище, только не в давно рассекреченном Зионе, а в другом - Ио.
Шта-а?
И как у тебя щеки не краснели, Вачовски, когда ты плагиатила у самой себя новый сценарий!
Затем, как водится, Нео заново пройдет курс морфеусова КМБ, дабы вспомнить былые кунг-фу-навыки (дежурная цитата "Я все еще знаю кунг-фу!" прилагается). Плюс выучит один новый навык, явно подсмотренный в "Людях Икс": устанавливать впереди себя щит из силового поля, которым можно и от пуль укрыться, и заодно толкнуть им противника, как тараном. Что, собственно, Нео и делает раз за разом вплоть до финала. Ибо больше-то он в "Воскрешении" ничего не может и не умеет - этакий вконец "заюзанный" швейцарский армейский нож, у которого осталась рабочей лишь пилочка для ногтей, и ту еще замучаешься открывать.
И вот, Нео вернулся - что потом?
Как что? А Тринити?
Ведь машины и ее оживили, после чего мариновали в ванне по соседству с Нео. Поэтому теперь вся его банда должна вернуться туда, откуда она намедни эвакуировали своего Избранного. Затем чтобы отключить от кабеля, помыть из шланга и завернуть в дерюгу и его подругу. А иначе никак, поверьте. Без Тринити фэн-шуй в этой истории не склеится и трогательного финального поцелуя на фоне заката не получится.
И всё. А про киберпанк забудьте навеки, этот конь здесь и близко не валяется.
***
В общем, самоплагиат, помноженный на банальную люде-иксовщину с батальными спецэффектами ценою 190 млн. $. Никакого отношения к оригинальной "Матрице" этот паразитный сюжетный нарост на ней не имеет. И может рассматриваться лишь как самостоятельный экшен "по мотивам", не более, пускай и Избранный, и Избранка в нем остались прежние - как и фамилия Вачовски в титрах.
P. S. Как и предупреждал: далее спойлер! Хотя и не критичный.
Итак, почему же машины не грохнули после "Революции" Нео и Тринити?
Ответ прост - приготовьте влажные салфетки, дабы утереть слезы умиления.
Потому что оба они были для Матрицы... обалденные батарейки! Этакие кролики-энерджайзеры на ядерной тяге. Вдобавок их тела, плавая в соседних ваннах, усиливали во много раз их энергопотенциал - из-за их сильной-пресильной любви друг к другу. Ну а какая практичная машина откажется от лишних киловатт, даже если в прошлом "взрыв" этих батареек едва не погубил саму машину?
Говорю же: не "Матрица", а типичная романтическая фэнтезюха про магию любви, не более.