Найти в Дзене

Ко Дню художника: как великий живописец встал у истоков индийского кино

Оглавление

8 декабря - Международный день художника. А кто же самый популярный и узнаваемый художник Индии? Многие знатоки искусства точно вам скажут: Раджа Рави Варма!

Он стал тем, кто создал самые узнаваемые в живописи образы индуистских богов, богинь и героев мифов. Он воспел красоту индийской женщины и многогранную культуру своей страны. Первым стал писать исконно индийские сюжеты в духе европейской школы. А ещё внёс весомый вклад в развитие типографии в своей стране.

Но мало кто знает о его вкладе в так нами любимое индийское кино, а ведь он приходился другом никому иному, как отцу индийского кино - Дхундираджу Говинду "Дадасахебу" Пхальке!

-2

Но каким образом Варма повлиял на эстетику самых первых индийских фильмов, снятых Пхальке? Наливайте чаёк, сейчас всё расскажу!

Начало великой дружбы

На рубеже 19 и 20 веков Рави Варма был на пике своей популярности. Картины Вармы с изображением индуистских богов и богинь копировались оптом, и верующие украшали ими алтари. Особенно этот тренд наблюдался в Южной Индии, откуда был родом великий художник. Его работы были буквально везде, начиная с рекламных вывескок и заканчивая престижными выставками. Варма — первая массовая звезда индийской массовой культуры, не иначе.

Живописец решил покорить новые горизонты и отправился в Бомбей (нынешний Мумбаи). В пригороде Гхаткопар он основал типографию, которая использовала олеографию и литографию для массовой печати его картин. В то время его печатный станок был одним из самых инновационных в стране.

Именно на базе типографии будущий маэстро кино начал свою карьеру в качестве стажера, попутно изучая скульптуру, рисунок, живопись и фотографию. Прилежный подмастерье был одним из самых доверенных сотрудников Вармы, когда дело доходило до совершенствования фотолитографии. Постепенно Пхальке стал одним из его самых надежных товарищей.

Всё хорошее когда-нибудь кончается

И нет, я не про дружбу. Видите ли, Раджа Рави Варма, как человек творческий, мало что смыслил в бизнесе. Плюс тогда не было никаких авторских прав, законов о борьбе с пиратством и отчислений за использование творчества. Поэтому его типография была в убытках из-за тех, кто копировал его работы и продавал за деньги. Массовой звезде - массовые убытки, к сожалению.

Доходность падала и падала, а эпидемия бубонной чумы (1894-1901) окончательно утащила типографию на дно, полное долгов. Не обошлось и без личных трагедий: будущий Дадасахеб потерял свою первую жену и ребёнка, а у Вармы от болезни умер брат, который до конца стоял вместе с ним. И пришлось художнику продать типографию немецкой фирме, поставлявшей оборудование для неё.

Продав имущество, Рави Варма предложил своему бывшему, но по-прежнему дорогому сотруднику, аж две трети выручки от продажи (согласно некоторым источникам)! Он прекрасно знал о мечте Пхальке заняться кино и оказывал необходимую поддержку, как финансовую, так и моральную.

Увы, но в 1906 году Раджа Рави Варма скончался, не успев застать начинания будущего отца индийского кино. После его смерти Дадасахеб начал изучал и исследовал процесс создания фильмов. Он привез из-за границы много материалов, которые используются для создания кинолент.

И вот, в поисках вдохновения, в декабре 1910 года Пхальке отправился в Американо-Индийский кинодворец в Бомбее. Там он увидел киноленту, вдохновившую его. Это был немой фильм «La vie du Christ» Алис Ги-Блаше о жизни Христа. После просмотра он сказал: «Пока жизнь Христа проносилась перед моими глазами, я мысленно представлял себе богов Шри Кришну, Шри Рама, [города] Гокул и Айодхья. Можем ли мы, Сыны Индии, когда-нибудь увидеть индийские образы на экране?» (полная цитата здесь).

Так начался путь будущего маэстро к его дебютному фильму. И вы подумаете: на подаренных Пхальке деньгах роль Вармы в его творчестве закончилась. Ан нет!

Дух Вармы в творчестве Пхальке: "Раджа Харишчандра"

И вот в 1913 году свет увидел фильм "Раджа Харишчандра", первый полнометражный фильм, снятый в Индии. И многие критики сходятся во мнении, что при создании Пхальке картины не обошлось и без влияния творчества Вармы!

Многие детали - от освещения до декораций и мифических персонажей - часто напоминают картины великого художника. И в самом деле, фильм открывается сценой, которая, скорее всего, вдохновлена его портретом короля с женой и сыном.

Увы, мне не удалось найти конкретную картину (их у Вармы было более 1000), но эстетика наблюдается.
Увы, мне не удалось найти конкретную картину (их у Вармы было более 1000), но эстетика наблюдается.

Пхальке оставался горячим поклонником Раджи Рави Вармы до конца своих дней. Влияние его творчества прослеживается во всех последующих работах отца индийского кино.

Впрочем, оценить влияние эстетики Вармы на творчество Дадасахеба вы можете сами 😊

Всех причастных и просто любителей искусства поздравляю с Международным днём художника! Надеюсь, эта история вас вдохновит ✨

Источники:

How RajaRavi Varma aided for the start of Indian cinema - Crunch Stories
Not Just Iconic Paintings, Raja Ravi Varma Helped India Get Our First Film!