Около 10 лет назад, как сейчас помню, на Павелецкой станции, с которой мы с супругой уезжали в гости к ее родителям в Подмосковье, я, желая разбавить два часа дороги, купил небольшую книгу, которая называлась "Афоризмы житейской мудрости" и была написана в то время еще мало известным мне философом Артуром Шопенгауэром. С тех пор я перечитывал эту книгу 3 раза, что совершенно для меня не свойственно. И каждый раз, после каждого следующего прочтения она открывала для меня новые откровения, к тому моменту еще лучше понимаемые мною с полученным жизненным опытом.
Здесь я бы хотел привести лишь некоторые из изречений философа, которые не оставили меня равнодушным и, возможно, навсегда отложились в моей памяти и даже жизненных принципах
1. Каждый замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно. Вот почему ему нельзя оказать большой помощи извне. Советы, как правило, бесполезны.
2. Высшие, наиболее прочные наслаждения имеют духовную природу. Поэтому наше счастье обусловлено тем, кто мы есть. Между тем люди гораздо больше внимания уделяют тому, как они представляются в глазах других или какое имущество они имеют.
3. Человек с богатым внутренним миром, находясь в полном одиночестве, получает развлечение в своих собственных мыслях и фантазиях, тогда как тупицу не оградит от смертельной скуки даже постоянная смена экспозиций.
4. Пустота внутреннего мира, пошлость сознания, бедность ума побуждают людей искать общества, которое состоит из точно таких же. Ведь подобное стремится к подобному.
5. Даже для успешного роста деревьев надо, чтобы их колебал ветер.
6. От здоровья зависит 90 процентов нашего счастья. А потому бессмысленно жертвовать здоровьем ради каких-либо иных благ.
7. Нет истинных удовольствий без истинных нужд.
8. Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но зато избавила меня от многих бессмысленных трат.
9. Наши моральные добродетели полезны главным образом другим, а интеллектуальные прежде всего нам самим, потому что первые вызывают к нам всеобщую любовь, а последние - ненависть.
10. Каждый прежде всего и на деле живет в своей собственной коже, а не во мнении других, и поэтому наше реальное и личное состояние (здоровье, характер, способности, доходы, необходимые для жизни, жена, муж, дети, друзья, жилище) стократ важнее того, что угодно делать из нас другим.
11. Глупость нашей природы проявляется в трёх главных формах: честолюбие, тщеславие, гордость.
12. Глупец гонится за наслаждениями жизни и терпит разочарования. Мудрый старается избежать бед.
13. Когда хотите оценить состояние человека с точки зрения его счастья, то надлежит спрашивать не о том, что его тешит, а о том, что его огорчает, ибо чем ничтожнее последнее, взятое само по себе, тем человек счастливее.
14. Одна из самых больших глупостей — это готовиться к чему-то в будущей жизни. Так как пока мы идём по пути к заветной цели, в нас самих происходят такие изменения, что делают вожделенную нами цель бессмысленной, так как мы уже не можем наслаждаться результатами. «Зачем же мир души не вечной ты возмущаешь заботой дальней?»
15. Важность настоящего редко познаётся сразу, а только много позднее.
16. Отдаленность (в прошлом), уменьшая предметы для глаза, увеличивает их для нашей мысли.
17. Слишком глупо отгонять от себя или нарочно портить себе наличную добрую минуту, предаваясь сокрушению о прошлом либо опасению за грядущее.
18. Чем больше горизонт наших желаний - тем мы несчастнее. В детстве нам достойно самого малого. В зрелости мы хотим все больше, и потому заботимся все чаще.
19. Чтобы извлекать из собственного опыта все те поучения, какие в нём содержатся, нужно почаще обращаться мыслью назад и делать сводку тому, что пережито, сделано, испытано и перечувствовано, а также сравнивать свои прежние суждения с теперешними, свои намерения и стремление - с достигнутыми результатами, полученными от них удовлетворением.
20. Пифагор говорил, что прежде, чем заснуть, человек должен пересмотреть, что им сделано в течение дня.
21. Диета в пище дает нам телесное здоровье, диета в людях – душевное спокойствие.
22. Увидел, сколько людей тебя опередило – посмотри, сколько от тебя отстало.
23. Человек, которого не наказывают, не научается.
24. Как темнота делает нас боязливыми, заставляя нас всюду видеть страшные образы, точно также действует и смутность мысли.
25. Мелкие предметы, находясь на близком расстоянии от глаз, ограничивают наш кругозор и скрывают от нас мир. Точно также люди и вещи в нашей ближайшей обстановке, хотя бы они были крайне незначительны и безразличны, всё-таки часто сверх меры привлекают к себе наше внимание и мысли.
26. При взгляде на то, что не наше, у нас очень легко возникает мысль: “а что, если бы это было моим?” – И мысли это заставляет нас чувствовать известное решение. Вместо того мы чаще должны спрашивать себя: “а что, если бы это не было моим?”.
27. Если хочешь взять власть над всем – отдай власть над собой разуму.
28. Мы должны хранить свои мысли в как бы выдвижных ящиках, один из которых мы открываем, в то время как все прочие остаются закрытыми.
29. Делать усилия и бороться с препятствиями является для человека такой же потребностью, как для крота рыть землю.
30. Мускулы крепнут, когда ими много пользуются, – нервы, напротив, слабеют при этом.
31. Многие писатели и философы подорвали свои силы именно потому, что относились к своему занятию как к ремеслу, ориентируясь на получение дохода. Напротив, те, кто не писал ради вознаграждение, сохранили свои духовные силы и творческие способности вплоть до самого преклонного возраста.
32. Кому приходится жить среди людей, тот не должен отвергать ни одной индивидуальности, так как она всё-таки установлена и дана природой. Относясь к делу иначе, мы поступаем несправедливо, ибо никто не может изменить своей собственной индивидуальности.
33. Никто не может видеть выше себя. Поэтому всякий усматривает в другом лишь то, что содержится в нём самом, ибо он может постичь и понимать его лишь в меру собственного интеллекта. Никакой ум не виден тому, у кого ума нет.
34. Степень ума, необходимого, чтобы нам понравиться, является довольно точной мерой и степенью нашего собственного ума.
35. Прощать и забывать – значит бросать за окно приобретённый драгоценный опыт.
36. Люди меняют свой образ мыслей и поведение с такой быстротой, с которой меняются их интересы.
37. «Все неестественное не совершенно». Наполеон.
38. Никаким преимуществам человек не гордится в такой степени, как умственным: ведь только в них заключается его превосходство над животными.
39. Отвращение невежды к мудрецу в 100 раз больше, чем ненависть мудреца к невежде
40. Вежливость – это ум. Невежливость – это глупость. Без нужды и добровольно наживать себе с помощью невежливости врагов – безумие, подобно тому, как если человек поджигает свой дом.
41. Не оспаривай ни чьих мнение, помни, что если бы мы захотели разубедить кого-либо во всех нелепостях, в какие он верит, то можно было бы дожить до Мафусаиловых лет, не покончив с этим.
42. Никакие деньги не бывают помещены выгоднее, чем те, которые мы позволили отнять у себя обманным путём, ибо за них мы непосредственно приобретаем благоразумие.
43. Жизнь всех нас – подобно печенью. Оно может быть разной формы, но сделано из одного и того же теста. Поэтому по своей сути жизнь любого из нас – одинаковая.
44. В нас существует нечто более мудрое, чем голова. В важные моменты, в главных шагах своей жизни, мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, можно сказать инстинктом, который исходит из самой глубины нашего существа.
45. Что не случается в течение года, случается в течение немногих минут.
46. По отношению к жизненной силе мы до 36 летнего возраста подобно людям, живущим на свои проценты: что израсходовано сегодня, то вновь пополняется завтра. Но с этого возраста мы обновляемся рантье, который начинает трогать свой капитал.
47. Характер почти каждого человека соответствует преимущественно какому-нибудь одному возрасту жизни, так что он выгоднее выделяется именно в этом возрасте. Некоторые бывают симпатичные юношами, и этим всё кончается; другие – сильными, деятельными мужчинами, у которых старость отнимает всякую цену; иные всего лучше оказываются в старости, когда они становится мягче, приобретая большую опытность и терпеливость.
48. В детстве, благодаря новизне всех предметов и житейских случаев, все доходит до сознания; вот почему для ребёнка день тянется бесконечно долго. Тоже самое бывает с нами во время путешествий, когда поэтому один месяц кажется нам длиннее, чем четыре при сидении дома. Но постепенно интеллект настолько шлифуется, что все начинает скользить по нему более-менее бесследно, так что дни становятся всё бессодержательные и потому короче. Часы ребёнка длине, нежели дни старика.
49. Первые 40 лет нашей жизни дают текст, последующие 30 – комментарий к нему