Найти тему
Sherpa Group | Аналитика

Перевозки пассажиров: воздействие кризиса и последствия для инфраструктуры

sherpagroup.ru
sherpagroup.ru

Как новые условия отразились на пассажирообороте основных видов транспорта? Удастся ли пассажиропотокам в 2022 году вернуться к допандемическому уровню? Как ситуация с выручкой отраслевых компаний может сказаться на инвестиционных планах? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.

Ежемесячный пассажирооборот основных видов транспорта с марта 2022 года был преимущественно на 0,5‑7% меньше прошлогодних уровней, но наибольшее падение случилось в октябре. Оно составило 11,7% относительно октября 2021‑го, до 36,8 млрд пассажиро-км. Одна из главных причин — объявление о частичной мобилизации, вызвавшее временную неопределенность во многих отраслях и повлиявшее на поведение пассажиров. Наиболее заметно в октябре упал пассажирооборот в сфере воздушных перевозок (сразу на 23,5% по сравнению с октябрем прошлого года), но эффект снижения затронул даже более успешные в 2022 году железнодорожные перевозки (в сентябре превышение к сентябрю 2021‑го было 27,8%, а в октябре «уменьшилось» до 15,9%).

К основным видам пассажирского транспорта в этом исследовании мы относим железнодорожный, воздушный, автобусный, внутренний водный и морской; именно по этим видам транспорта ежемесячно обновляются данные Росстата.

По итогам десяти месяцев 2022 года, общий пассажирооборот основных видов транспорта составил 372,9 млрд пассажиро-км, что лишь на 0,9% больше, чем за тот же период год назад. Замедление темпов роста продолжалось, по меньшей мере, последние полгода: если на конец первого квартала 2022‑го рост пассажирооборота составил 18,9% относительно того же периода годичной давности, то к концу второго и третьего кварталов темпы роста снизились до 4,9% и 2,4% соответственно. В новой ситуации выиграли железнодорожные пассажироперевозки, по итогам десяти месяцев 2022 года их пассажирооборот (106 млрд пассажиро-км) был на 17,1% больше, чем год назад. В воздушных перевозках показатель, наоборот, снизился на 5,7%, до 193,5 млрд пассажиро-км.

Количество пассажиров, пользовавшихся основными видами транспорта, по итогам 2022 года не достигнет допандемического уровня. По нашему прогнозу, общий пассажиропоток в этих видах в 2022 году (без учета трамваев, троллейбусов и метро) может составить 9,44 млрд человек, или лишь около 79% от результата 2019‑го. В 2020 и 2021 году уровень был еще ниже — 72% и 77%. Наиболее медленное восстановление происходит в автобусном транспорте, что в основном связано с продолжавшимся и в этом году режимом удаленной работы, а также со снижением экономической активности. Наиболее резко ситуация менялась в сфере воздушных перевозок: там отношение к допандемическому уровню было 54% в 2020‑м и почти 86% в 2021‑м, а по итогам 2022‑го будет, вероятно, на уровне 74‑76%.

Протяженность железнодорожных и авиамаршрутов по итогам десяти месяцев 2022 года выросла относительно предыдущих двух лет и приблизилась к допандемическому уровню. На железных дорогах она составляет сейчас в среднем 108,8 км против 111,2 в 2019 году, а в авиаперевозках — 2374 км против 2466 км. Во время пандемии из‑за введенных ограничений и закрытых границ люди стали ездить на более короткие расстояния: на 21% сократилась протяженность поездок по железным дорогам и на 11% — перелетов. Исключением был лишь городской общественный транспорт, где длина маршрутов оставалась относительно стабильной.

Наибольший рост выручки в январе — октябре 2022 года произошел у компаний, занимающихся пассажирскими перевозками по железным дорогам: на 41,1% по сравнению с тем же периодом 2021‑го, до 196,9 млрд руб. На фоне менее стремительного роста пассажирооборота и пассажиропотока в этой сфере такой приток средств мы связываем с ростом тарифов (в 2022 году он происходил дважды), оптимизацией маршрутов и более высокой заполняемостью дорогих категорий мест. Подобные финансовые результаты могут помочь снизить дефицит средств для инвестиционной программы РЖД, наполнение которой значительно зависит от развития ситуации в грузоперевозках.

За прошедшие десять месяцев 2022 года выручка снизилась у компаний, связанных с воздушными перевозками пассажиров: на 6,5% относительно показателя годичной давности, до 1,12 трлн руб. Ситуация в отрасли остается кризисной из‑за санкционного давления, устаревания парка и острой необходимости импортозамещения, а недостаток средств может только усугубить эти сложности. Мы полагаем, что снижение выручки в длительной перспективе может негативно сказаться на инвестиционных планах властей и компаний в этой сфере.

Ситуация с выручкой в остальных видах пассажирского транспорта остается нейтральной к кризису, поскольку объем получаемых средств ненамного, но опережает показатели ожидаемой инфляции. Поскольку у компаний, работающих, например, в сфере общественного транспорта или в перевозках внутренними водными путями, рентабельность и так была не очень высокой, обновление парка в ближайшее время будет происходить, скорее всего, только на наиболее окупаемых и инвестиционно привлекательных маршрутах, либо за счет программ господдержки и в ряде случаев с помощью инструментов проектного финансирования.

Читайте полную версию обзора.

Там же на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, «Инфраструктура и строительство: кризис меняет расходы».

Летом и осенью 2022 года Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК) совместно с Sherpa Group провела опросы крупнейших дорожно-строительных компаний и групп о состоянии отрасли во время кризиса и эффективности мер государственной поддержки. Найти исследование и скачать его pdf-версию можно здесь.