Найти тему

Филигрань или венецианская нить

3,9K прочитали

Филигранью называется тонкий узор из цветных стеклянных нитей, которым декорировались изделия из стекла при их выдувании и формовании. Это один из самых сложных способов декорирования, известный еще в Древнем Египте и Риме.

Филигранью называется тонкий узор из цветных стеклянных нитей, которым декорировались изделия из стекла при их выдувании и формовании.

В Венеции в XVI веке она получила наибольшее развитие, поэтому и получила название «венецианская нить». Венецианские филигранные изделия высоко ценились во всем мире и стоили очень дорого, поэтому секрет их изготовления держался в строжайшей тайне, а мастера-стеклоделы практически не выпускались с острова Мурано. Наказание за побег с острова для мастеров было очень суровым, вплоть до смертной казни, которой иногда подвергались даже члены их семьи. Тем не менее, многим удалось сбежать и уехать в Европу, где они смогли открыть свои мастерские и обучить технике филиграни европейских мастеров.

Ажурные филигранные нити (стеклянные дроты) в определенном порядке, создающем рисунок, соединялись с горячей заготовкой, после чего на заготовку наносился еще один слой горячего стекла, и она выдувалась, вытягиваясь, либо в форму, либо свободным методом. При этом нити могли быть не только прямыми, но и перевитыми, спирально закрученными, либо пересекающимися, а также разноцветными, двойными и даже тройными, что особенно эффектно смотрится на предметах из бесцветного стекла. К середине XVIII века английские мастера-стеклоделы научились изготавливать филигранные рюмки и бокалы, в ножки которых вплавлены спиралевидные цветные нити.

К концу XVIII века и в России стали применять филигранную технику на Петербургском заводе Григория Потемкина, а к началу XIX века на Никольско-Пестровском заводе Бахметевых и немного позднее на стеклозаводах Мальцовых. Техника «венецианской нити» была освоена русскими мастерами на самом высоком уровне, о чем можно судить по сохранившимся образцам филигранной посуды. В фонде Русского стекла нашего музея представлены такие изделия с перевитыми разноцветными нитями, закатанными в стойки ножек рюмок и бокалов.

В советском стеклоделии мастером венецианской нити был потомственный мастер-выдувальщик Борис Еремин на Ленинградском заводе художественного стекла. Его работы выполнены на высоком техническом и художественном уровне, а сам он был «круглым мастером», т.е. человеком, владеющим всеми стеклодувными приемами. Б. Еремин помог множеству своих учеников стать настоящими специалистами в области художественного стеклоделия, а некоторые из их работ хранятся в фонде стекла нашего музея.

#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#стекло_damuseum
#год культурного наследия народов россии