Найти в Дзене

2.4. Спрос и предложение

Оглавление

Термин «Спрос»

Спрос — это желание и готовность потребителей покупать товары и услуги в соответсвии с заданным уровнем цен

Закон спроса

Закон спроса гласит: при увлечении цены на товар или услугу, спросбудет снижаться.

Тут всё максимально просто. Когда мы говорим о спросе, то мы встаём на позицию потребителя/покупателя. Предположим, ты обожаешь чипсы Pringles. Но одна пачка стоит 300 рублей. Тут немного жабка душит. Скрепя сердце ты покупаешь одну упаковку, потому что НУ ОЧЕНЬ хочешь. А спустя месяц цена на эти чиспы упала или магазин проводит акцию, по которой цена пачки Pringles теперь получается — 100 рублей. Тебе, может, эти Pringles уже и не нужны, но ты думаешь, грех не купить, потом съем, ведь дёшево! А теперь расширяем географию: ты явно не одинок в своём желании. Чем меньше цена товара, тем больше и чаще покупают, то есть спрос растёт, ведь люди любят покупать подешевле. Чем выше цена, тем спрос ниже, потому что никто не любит отдавать денежки.

Факторы спроса

Факторы спроса представляют собой вещи/явления/процессы, которые влияют на количество спроса (больше или меньше)

Все факторы спроса делятся на ценовые и неценовые факторы. Ценовые — связаны с ценой, неценовые — не связаны (логично, да?:)

Ценовые факторы спроса

  1. Цена на товар — об этом я писала в примере про Pringles выше. И повторюсь ещё раз, что люди любят побольше да подешевле.
  2. Цена на сопряжённые товары — в сопряжённые товары у нас входят дополняющие и заменяющие (товары субституты).Дополняющие товары — вид товаров, которые обеспечивают работу друг друга. Например, автомобиль и бензин, принтер и картридж, лыжи и лыжные ботинки. Если цена поднимается на один из дополняющих товаров, то спрос сразу же снижается (на оба товара).
    Замещающие товары (товары субституты) — вид товаров, которые удовлетворяют одинаковые потребности и конкурируют за спрос. Например, курица и индейка, чай и кофе, зефир и пастила. Если поднимется цена на один из товаров субститутов, то спрос на второй сразу же возрастёт.

Неценовые факторы спроса

  1. Мода при появлении моды на товар или услугу, спрос на него увеличивается. Самый банальный пример: поп ит. Одно время он был настолько популярен, что даже чехлы на телефон создали, а сейчас про него уже все забыли.
  2. Сезонность — во время наступления сезона спрос на определенные товары увеличивается (зима — теплые вещи, лето — купальные костюмы).
  3. Уровень дохода потребителей. Возрастание доходов увеличивает спрос. Если у меня много денег, то я готова много покупать.
  4. Количество потребителей. Чем больше людей, тем выше спрос.
  5. Рекламная компания. Удачная рекламная компания может увеличить спрос, потому что маркетинг — сила!
  6. Ожидания снижения или повышения цен. Люди могут откладывать покупку чего-либо на потом, потому что ожидают, что цена упадет. Или купить сейчас, потому что знают, что цена вырастет. Типичный пример 2022 — техника с яблоком. Покупатели мониторят курс доллара, чтобы подгадать покупку с выгодой для себя.

Термин «Предложение»

Предложение — это желание и готовность производителей создавать товары и услуги в соответсвии с заданным в уровнем цен

Закон предложения

Закон предложения гласит: при увлечении цены на товар или услугу, предложение будет увеличиваться.

Почему так? Потому что предложение завязано на производители, мы смотрим с точки зрения производителя. А производители хотят производить много, но при этом и продавать подороже!

Факторы предложения

Факторы предложения представляют собой вещи/явления/процессы, которые влияют на количество предложения (больше или меньше)
  1. Количество фирм на рынке — чем больше фирм существует на рынке, тем больше будет предложение. То ли один завод снабжает город конфетами, а то ли шестнадцать заводов. Чем больше производителей, тем больше они могут создать товаров или услуг.
  2. Цены на сырье — все товары или услуги создаются из чего-то. Возьмём в пример книги. Итоговая цена книги рассчитывается из её затрат на бумагу (сырьё), на красители для бумаги, на печать и прочее. если цена поднимается на сырьё, то производители на могут изготавливать также или больше, ведь их бюджет тоже ограничен. Поэтому удорожание ресурсов будет снижать предложение.
  3. Цены на технологии и общий уровень НТР — более качественные и современные технологии увеличат предложение, потому что изготавливают больше, мощнее и быстрее.
  4. Налоги — увеличение налогов снизит предложение, потому что бюджет производителя не резиновый, он ограничен, а чем больше производитель отдаст в казну государства, тем меньше у него останется на изготовление товаров и услуг. Работает и обратное: уменьшение налоговой ставки увеличит предложение.
  5. Субсидии — это выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета. По сути, государство может оказывать материальную помощь производителям. Если государство даёт денежку, то у производителя становится больше денег для создания товаров и услуг.
  6. Иные «ситуации» — например, неурожай снизит предложение на рынке сельскохозяйственной продукции.

Термин «Равновесная цена»

Равновесная цена — это совпадение величины спроса и величины предложения.

Ты можешь запомнить наизусть, что при прочих неизменных условиях, равновесная цена будет:

  • Увеличиваться, если увеличивается спрос
  • Уменьшаться, если спрос уменьшается.
  • Увеличиваться, если сокращается предложение.
  • Уменьшаться, если предложение увеличиваться.

Поздравляю с успешным освоением новой темы! Хочешь лучше разбираться в разделе "Человек и общество"? Мы собрали все термины из него в единый бесплатный файл (тыкай и забирай термины в лс ВКонтакте).