Вот уж действительно, проявление бунтарства в искусстве за последние 200 лет существенно эволюционировало. Это сейчас надо изобретать что-то совсем невиданное, чтобы прослыть новатором, разрушителем традиций и попирателем общественных устоев.
Эта публикация - сильно припозднившийся ответ на загадку № 10 еженедельной игры "Угадай, кто?"
В 1850 году Джону Эверетту Милле достаточно было нарушить каноны изображения Святого Семейства, чтобы мгновенно приобрести славу бунтаря и нарушителя общественного спокойствия. А заодно и войти в число основателей нового художественного направления, представители которого называли себя прерафаэлитами.
Герои картины "Христос в родительском доме", представленной публике на выставке в Королевской академии художеств в 1850 году, были хорошо известны каждому добропорядочному зрителю:
- на переднем плане - Иисус и Дева Мария,
- на заднем плане в центре - св. Анна и св. Иосиф,
- слева - помощник Иосифа, справа - Иоанн Креститель.
Первым из подписчиков, давшим верный ответ на загадку, стал Николай, автор блога "Исторические мелочи". Поздравляю! Предлагайте тему для призовой статьи. Постараюсь, чтобы на этот раз публикацию не пришлось ждать так долго.
Малыш Иисус поранил руку о гвоздь, след от ранки напоминает стигмат. Стоя на коленях, Сына утешает и жалеет Богородица, а св. Анна щипцами пытается вытащить гвоздь из доски. Иоанн Креститель несет чашу с водой, чтобы омыть рану. Пол мастерской усеян стружкой и опилками, и в такой нечистоте босыми ногами стоят все персонажи картины.
На заднем плане справа - отара овец за загородкой, а справа - свежие доски у странного полукруглого окна. В центре композиции художник расположил в строгом порядке инструменты плотника и лестницу, на которой сидит голубь. Все эти предметы глубоко символичны: лестница - отсылка к лестнице св. Иакова, белый голубь - символ Святого Духа, чертежный угольник - символ Троицы.
В первоначальном замысле композиция задумывалась несколько иной:
В итоговом варианте картина получилась очень натуралистичной, избыточной в бытовых деталях. Святое Семейство изображено так, будто это обычные люди. Внешность Иисуса тоже не соответствует канонам, художник изобразил Его рыжеволосым, со светлой кожей. По сложившейся ко второй половине XIX в. традиции Святое Семейство полагалось изображать примерно так:
Плотницкая мастерская Иосифа должна была выглядеть как сокровенное место вне времени и пространства. Например, как это сделал Жорж де Латур:
К тому же выяснилось, что интерьер мастерской Милле писал в настоящей столярной мастерской на Оксфорд стрит, а голову Иосифа - с собственного отца, в виде Богородицы изобразил жену собственного брата, Мэри Ходжкинсон. Подмастерье на картине - точный и достоверный портрет настоящего столяра из той же мастерской на Оксфорд-стрит, в образе Христа угадывался племянник художника, а натурщиком для фигуры Иоанна Крестителя Милле пригласил собственного кузена.
Немыслимое для викторианской Англии кощунство! Неудивительно, что картина подверглась резкой критике как со стороны публики, так и со стороны деятелей искусств. Вот какими эпитетами "наградили" работу Милле:
- низкая, гнусная, омерзительная и отталкивающая (Чарльз Диккенс),
- возмутительная, отталкивающая, бунт в искусстве (газета "Таймс").
Скандал был таким оглушительным, что вмешаться пришлось лично королеве Виктории. Она потребовала доставить картину в Букингемский дворец, внимательно рассмотрела её, но не сочла оскорбительной для чувств верующих. Однако, после этого эпизода Милле переименовал свою работу в "Плотницкую мастерскую". На этом инцидент был исчерпан, добропорядочные граждане успокоились, а картина под новым названием утратила свой первоначальный смысл.
Правда, сейчас в галерее "Тейт" эта работа Милле выставляется под своим оригинальным названием - "Христос в родительском доме".
Кстати, даже если вы никогда не слышали имени Джона Эверетта Милле, наверняка видели репродукцию самой известной его картины - "Офелия":
В дальнейшем судьба оскандалившегося Милле сложилась благополучно. Он и так пользовался вниманием публики с детства: это был юный вундеркинд, принятый в Королевскую академию художеств в 11 лет (так что Алиса Теплякова - не первый, но менее удачный, чем Милле, эксперимент такого рода).
Скандальную картину Милле со Святым Семейством написал в 21 год, его нисколько не смутила критика и оскорбления, художник продолжил работать в собственной манере, рисуя исключительно с натуры. Он входил в число идеологов Братства прерафаэлитов (бунтарей, отрицающих классическое искусство), дразня чопорную английскую общественность.
В 24 года Милле женился, решил остепениться, отказался от участия в провокационном художественном объединении. Он стал одним из самых успешных художников в истории английской живописи, выдающимся портретистом, первым в истории живописцем, получившим титул баронета, был избран Президентом Академии художеств.