Найти в Дзене
Геократия

Золотая легенда Якутии

Из архива семьи
Из архива семьи

«Патриарх алмазной промышленности Республики Саха и цветной металлургии СССР», «человек-эпоха» – так называют Тараса Десяткина уже не одно десятилетие. Это не просто фигура речи или высокопарные комплименты. Шутка ли, под его непосредственным руководством за четверть века коллективами предприятий, карьеров, шахт и старательских артелей региона было добыто 760 тонн золота.

Что это значило для отрасли и всей отечественной экономики? Оценить масштаб можно на примере современных показателей: за 2021 год Якутия вошла в тройку лидеров среди российских регионов по золотодобычи, получив рекордные 40,6 тонн. И это с учетом самых прогрессивных технологий добычи и извлечения, которых и близко не было 50 лет назад, в период работы Десяткина.

Запасы золота в республике составляют около 20 % от общероссийских. Между тем, наша страна традиционно занимает 1-3 место в мире (5-7,5 тысяч тонн или 9-12%) по размеру запасов в зависимости от методики оценки.

Каким образом мальчик из многодетной крестьянской семьи, родившийся в 1928 году в селе Тюнгюлю Якутской АССР, в зоне многолетней мерзлоты, смог добиться таких успехов в промышленном освоении родной земли?

Огромное влияние на него оказал отец. Гаврил Романович Десяткин был во всех смыслах выдающимся человеком - первый абсолютный чемпион по мас-рестлингу на Первой спартакиаде народов Якутской АССР в 1931 году и известный в Якутске работник правоохранительных органов. Cлаву среди земляков он завоевал, когда смог поднять валун весом 387 килограмм и пронести несколько метров. Никому больше так и не удалось даже сдвинуть с места камень, и он как память по-прежнему хранится в местном спортивном зале. Несмотря на суровые рабочие будни, оперуполномоченный не растерял сентиментальности. Например, своих сыновей, которых после смерти жены ему пришлось воспитывать самому, он назвал в честь любимых героев: Тараса Бульбы, предводителя восстания римских рабов Спартака и Феликса Дзержинского.

Из архива семьи
Из архива семьи

Сразу после окончания школы отец Тараса Гавриловича договорился, что мальчик пойдет в подмастерья к часовщику. Конечно, родитель хотел, чтобы сын получил высшее образование, но из-за его сильного заикания слабо верил в то, что это осуществимо. В судьбу вмешался случай: одноклассник Десяткина узнал о наборе учащихся в Магаданский горный техникум для подготовки будущих геологоразведчиков и горных техников по разработке россыпных месторождений и предложил поучаствовать в конкурсе. Юноша загорелся идеей – это был шанс доказать всем, а главное себе, что он может куда больше, чем чинить чьи-то часы. Он с блеском выдержал вступительные экзамены, а в 1948 году окончил техникум с отличием - первым по успеваемости во всем потоке.

Для продолжения обучения Тараса Гавриловича направили в Ленинградский горный институт.

«Ленинградский горный институт славился на всю страну… Я добирался к месту учебы в общей сложности двадцать шесть дней, однако настроение оставалось боевое, радостное. Меня приняли без экзаменов, по льготе для окончивших десятилетку с золотой медалью и горный техникум с отличием. Повезло, так как конкурс на одно место тогда доходил до двадцати человек. В те годы горные, строительные, транспортные вузы были весьма престижными, и попасть в них было очень трудно», - писал потом в своих мемуарах «Золото, алмазы и моя жизнь» Тарас Десяткин.

Во время производственной практики молодой человек успел поработать в Иркутской области на весьма технологичном по тем временам Черемховском угольном разрезе. Когда он позже увидел Кангаласский угольный рудник, где должен был трудиться по распределению после окончания института, то пришел в уныние и принял решение всеми силами добиваться перевода на современные высокомеханизированные шахты Донбасса, Урала и Кузбасса. Только там он мог набраться опыта, необходимо для последующего развития добычи в родной Якутии, где верхом механизации считалась вагонетка на конной тяге.

-3

Госкомиссия по распределению пошла навстречу новоиспеченному специалисту и отправила его на Урал, в шахту Капитальная. Начав с должности горного мастера, он быстро дорос до позиции начальника подземного участка. И хотя его приглашали остаться, спустя один год Тарас Гаврилович вернулся домой.

Шел 1956 год. Кангаласский угольный рудник в послевоенные годы единственный обеспечивал тепло для столицы Республики Саха – Якутска, а также близлежащих населенных пунктов. Сам разрез представлял собой отвесный мыс, где пласты угля видны невооруженным глазом. В них вырывали забои и запускали лошадей и рабочих, которые кайлом и ломом добывали драгоценное «черное золото». Только с появлением Десяткина в качестве главного инженера появилась механическая добыча с помощью пневматики, запустили электровозы, установили угольный комбайн и углепогрузочные машины, соорудили причалы. Шахта была полностью реконструирована, а производительность разреза повысилась на порядок.

-4

В 1961 году горняка, которому только-только исполнилось 30 лет, как талантливого руководителя перевели в алмазодобывающую отрасль, находящуюся еще в самом начале своего развития. Его назначили главным инженером рудника Мирный треста «Якуталмаз». Хотя кимберлитовая трубка «Мир» была вторым коренным месторождением алмазов, открытым в Якутии в 1955 году, именно на нее сделали основную ставку и начали разрабатывать первой. Но первые годы процесс освоения почему-то буксовал.

Тарас Гаврилович провёл техническое перевооружение предприятия, что позволило повысить добычу драгоценных камней. Была освоена новая технология: быстроходные буровые станки - 8-кубовые экскаваторы - 40-кубовые самосвалы.

Обогатительная фабрика № 2 ( Мирный, 1969 )
Обогатительная фабрика № 2 ( Мирный, 1969 )

Такое сочетание сделало Мирный центром советской алмазодобывающей промышленности, карьер стал лучшим в стране по уровню механизации. Среди обычных граждан он получил широкую известность, когда там нашли крупнейший из обнаруженных в России алмазов, весом 342,5 карата (более 68 г). Десяткин стал лауреатом Госпремии за разработку месторождения трубки «Мир».

© CC BY 4.0, Yanaudanenko
© CC BY 4.0, Yanaudanenko

Дальше – больше. Оценив успехи управленца в становлении отечественной алмазной промышленности, в 1969 году Тараса Гавриловича выдвинули на должность заместителя директора производственного объединения «Якуталмаз», в январе 1972 года - приказом Министра цветной металлургии СССР назначили начальником крупнейшего золотодобывающего предприятия республики - объединение «Якутзолото». От Десяткина ожидали, что он сможет поднять на новые высоты главную отрасль Республики, находящуюся в отсталом состоянии - половину металла добывали старательские артели, новой техники на вскрыше не было, к рудному золоту ещё только начинали подбираться, а россыпи почти все истощились.

За короткий срок Тарас Гаврилович провел полную реконструкцию отрасли и предприятия, в котором долгие годы преобладал старательский способ добычи. Искоренить низкий технический уровень, невысокие объёмы добычи и варварское отношение к природе удалось за счет получения и внедрения новой техники, привлечения специалистов, освоения новых месторождений, строительства производственных комплексов.

Из архива семьи
Из архива семьи

Конечно, легче сказать «получить технику», чем сделать. По воспоминаниям Десяткина, во время приезда Алексея Косыгина в Якутск в 1974 году, чтобы убедить премьер-министра страны закупить мощную технику для вскрышных работ, ему пришлось пообещать сверхплановую добычу золота. Глава правительства СССР доверился опыту легендарного горного инженера и закупил «Катерпиллар», «Фиат-Аллис», «Комацу». Десяткин сдержал данное слово и произвел революцию в золотодобыче, подняв показатели с 20 тонн золота в год до 36,5 тонн (в том числе из рудных месторождений — 7,4 тонны)! Таких темпов роста производства отрасль не знала за всю свою богатую историю.

Более четверти века он руководил золотодобывающей отраслью Республики Саха и вывел ее на второе место в стране после Магаданской области. Кроме того, с его именем связано становление оловодобывающей и сурьмяной промышленности.

agip.sakha.gov.ru/
agip.sakha.gov.ru/

Под руководством Десяткина были построены и введены в эксплуатацию Депутатский оловорудный комбинат и Сарылахский горно-обогатительный комплекс. Якутия стала основным поставщиком олова в стране и вышла на главные позиции по производству сурьмы в СССР. Реконструкция Нижне-Куранахской золотоизвлекательной фабрики позволила увеличить объёмы переработки руды в 5 раз, привлечение новых технологий сделать рудник «Нежданинский» показательным предприятием в освоении золоторудных месторождений.

В 1976 году «за выдающиеся успехи в выполнении обязательств по увеличению производства продукции и повышению производительности труда» Десяткину Тарасу Гавриловичу присвоили звание Героя Социалистического Труда. На его счету два ордена Ленина (1971, 1976), знаки «Шахтерская слава» всех степеней, звание Заслуженного металлурга РСФСР (1988) и многие другие награды. В октябре 2022 года выдающемуся промышленнику поставили в столице Якутии памятник.

 Кадр из сюжета телеканала "Якутия24"
Кадр из сюжета телеканала "Якутия24"