Найти тему
Книжные тропинки

Все книги серии «Цветок лори» («Зачем цветёт лори», «Для кого цветёт лори») Марины Суржевской по порядку чтения

Оглавление

Когда я только увлеклась творчеством Марины Суржевской, то сразу решила, что с серией «Цветок лори» буду знакомиться в числе последних. Во-первых, смущало обилие противоречивых отзывов. Для одних тетралогия оказалась «яркой, динамичной историей о безумной кармической страсти и любви», для других — «мерзким опусом об озабоченном психе, который насилует всё, что движется». Во-вторых, камнем преткновения стала тема абьюзивных отношений. В литературе я к ней отношусь вполне адекватно и прочла немало книг (триллеров, детективов и драм), где она лежит в основе сюжета. Но есть одно небольшое исключение — это романтический абьюз, который автором вдруг предлагается «понять и простить». Для меня он ничем не отличается от любых других форм насилия, потому на «Цветок лори» смотрела с большой опаской. Забегая вперёд, скажу, что по ощущениям эта история Марины Суржевской напомнила мне канадский триллер «Натюрморт» (1990), где орудует маньяк-художник, сильно заботящийся о внешнем оформлении собственных преступлений. Написан «Цветок лори» очень красиво, ярко, образно, невероятно эмоционально, но при этом отталкивающе по своей сути. Естественно, моя оценка не может быть универсальной для всех, потому попытаюсь раскрыть те детали, которые необходимы для принятия решения уже с вашей стороны: читать или не читать данный цикл.

Цикл книг российской писательницы Марины Суржевской «Цветок лори» («Зачем цветёт лори»): книга №1 «Зачем цветёт лори» (2015), книга №2 «Изгнанник» (2015), книга №3 «Для кого цветёт лори» (2015), книга №4 «Испытания раян» (2015); жанры — любовное фэнтези, эротическое фэнтези; страна — Россия. Возрастное ограничение — с 18 лет.
Цикл книг российской писательницы Марины Суржевской «Цветок лори» («Зачем цветёт лори»): книга №1 «Зачем цветёт лори» (2015), книга №2 «Изгнанник» (2015), книга №3 «Для кого цветёт лори» (2015), книга №4 «Испытания раян» (2015); жанры — любовное фэнтези, эротическое фэнтези; страна — Россия. Возрастное ограничение — с 18 лет.

Краткое содержание книг и порядок чтения цикла «Цветок лори» Марины Суржевской

Марина Суржевская задумывала и писала «Цветок лори» как дилогию. Однако в первом бумажном издании (АСТ, 2017 год) история вышла в сокращённом виде. В него не вошли два эпизода. Чуть позже Марина Суржевская опубликовала их в качестве бонусных рассказов в электронном виде под названиями: «Изгнанник» и «Испытания раян». Таким образом, данные рассказы являются частью общей истории, и соблюдать последовательность чтения цикла следует обязательно.

Книга (роман) №1 «Зачем цветёт лори»

По преданию, когда-то светоносная раяна, отмеченная цветком лори, отказала Тёмному Владыке. В отместку тот заставил живую богиню опуститься перед ним на колени и… оказался проклят. После этого он обрушил свой гнев уже на всех раян: их храмы были разрушены, святыни сожжены, а сами они объявлены вне закона. Постепенно люди и вовсе уверовали в то, что девушки с бутоном лори на спине — бездушные обольстительные демоницы, несущие проклятье архара.

Оникс родилась спустя два века после тех страшных событий, а потому стены Обители скорби, куда приходили лишь дряхлые старики, были для неё единственным спасением. Девушка не собиралась испытывать злую судьбу и что-то менять. Роль монахини-черницы, провожающей души усопших к Вратам Вечности, Оникс вполне устраивала. Но однажды утром она находит на дороге тяжело раненного мужчину и оказывает ему помощь. Как только незнакомец сумел встать на ноги — сразу ушёл, а когда вернулся, чтобы вручить вознаграждение, её лори расцвёл. Но хуже всего то, что злосчастный цветок распустился на глазах самого опасного человека Империи — предводителя Сумеречных псов, Верховного аида Ра́на Лавье́ра, который вдруг вопреки установленному закону решает пощадить раяну и отвозит Оникс в своё родовое имение.

Книга (рассказ) №2 «Изгнанник»

После смерти Тёмного Владыки Ран Лавьер оказался в темнице и ждал казни, не надеясь ни на помилование, ни на удачу. Помощь пришла откуда он её совсем не ждал. Спустя несколько дней принц Оша́р приносит ему подарок от раяны — кольцо из чёрного антанита, способное перенести куда угодно, и Ран сбегает.

Оникс и Ран Лавьер из цикла «Цветок лори» Марины Суржевской (арт).
Оникс и Ран Лавьер из цикла «Цветок лори» Марины Суржевской (арт).

Книга (роман) №3 «Для кого цветёт лори»

Прошёл год с тех пор, как Ран Лавьер стал изгнанником, на которого теперь охотятся все ищейки нового правителя Империи — Светлейшего Ошара. Оникс, получив долгожданную свободу, поселилась на берегу моря в доме старика по прозвищу Рысый, каждый день теша себя надеждой когда-нибудь забыть тот кошмар, что ей пришлось пережить в плену Верховного аида. Но в одно зимнее утро к девушке прибывают Сумеречные псы из лиги Гончих с просьбой от Его Величества посетить дворец. Ошар не стал обманывать раяну. Власть прежнего повелителя держалась на магии и страхе, а ныне люди сильно возроптали. Их безграничная любовь простирается лишь на образ синеглазой раяны, что разрушила проклятие Тёмного Владыки. Потому Оникс должна стать его женой. И снова бедняжка оказывается в золотой клетке, вокруг которой неумолимо набирает силу ураган из интриг, заговоров, восстаний и убийств.

Книга (рассказ) №4 «Испытания раян»

Спустя шесть лет безуспешных поисков раян за пределами Империи, чудо всё-таки случилось. Один из голубей вернулся обратно, гордо восседая на плече рыжеволосой красавицы, отмеченной лори. А ещё спустя полгода Оникс и Ран Лавьер отправляются на родину прекрасных дев, чтобы вступить в брак повторно уже по традициям островного королевства Теаль, а это значит — им предстоит пройти все испытания, подготовленные Великой Матриарх.

Особенности цикла «Цветок лори» Марины Суржевской

Противостояние героев «от ненависти до любви» входит в топ самых популярных сюжетных линий в ромфанте, а в творчестве Марины Суржевской она лежит во всех без исключения произведениях. Автор превосходно умеет показать фейерверк эмоций, безжалостно «ломая» суть своих персонажей, их принципы и убеждения. Однако за этим интересно наблюдать, когда присутствует нотка интриги и до последнего невозможно предугадать, куда завернёт судьба несчастных. В данном цикле её, к сожалению, нет.

Сюжет «Цветка лори» прост как сказка «Теремок», да и реальная встреча с движущими его событиями происходит лишь в семнадцатой главе первой книги цикла (всего в ней двадцать одна глава). На авансцене истории наконец-то появляется бессмертный Тёмный Владыка, слегка обеспокоенный суматохой вокруг своей персоны: с одной стороны его место на троне желает занять двоюродный племянник — Ошар, а с другой — то же самое пытается сделать таинственный Каяр по прозвищу Лис, предпринявший уже две попытки его убийства. Однако возможности погадать, кто скрывается под маской «благородного спасителя», автор не даёт, практически сразу указывая на Рана Лавьера. И здесь, кстати, у меня возник большой вопрос: почему в народе о нём упорно ходила молва как о спасителе, учитывая, что этот «Робин Гуд» от души тиранил даже собственных слуг в родовом имении?

Дальнейшее развитие истории вплоть до самого финала становится видно невооружённым глазом... с первой же главы романа «Для кого цветёт лори»: Светлейший Владыка слаб и безволен, потому находясь в окружении врагов, понятно, долго на троне не просидит. А любовная линия не допускает даже крошечного намёка на иной интерес в жизни Оникс. При встрече с девушкой Ошар ясно даёт понять, что она ему нужна лишь для удержания власти. Таким образом, арка политических событий в «Цветке лори» вторична, хотя я могу допустить мысль, что Марина Суржевская намеренно не стала усложнять её, дабы полностью сосредоточиться на отношениях внутри главной пары.

Попытки Рана Лавьера подчинить себе Оникс заполняют большую часть первой книги цикла «Зачем цветёт лори» (напомню, вплоть до семнадцатой главы из двадцати одной), при этом строятся они исключительно на эмоциональном, физическом и сексуальном насилии девушки во всех формах и видах, которые только доступны воображению Верховного аида. Постепенно в омут его одержимости раяной начинают пробиваться хрупкие ростки чувств, но так как мужчина их не понимает, а элементарную человечность всегда считал слабостью, то в какой-то момент он пускается во все тяжкие вплоть до садистских игр.

Персонаж Рана Лавьера сложный и по вполне понятным причинам у кого-то может вызвать чувство омерзения. Однако справедливости ради нужно сказать, что Марина Суржевская сумела создать цельный и правдоподобный образ человека, с детства лишённого нормального обращения. Потому, когда у мальчика проснулся дар, он выбрал тьму, которая подарила ему силу и возможность защититься от чувств, причиняющих боль. За время обучения в Цитадели, Ран превратился в совершенную машину для убийства: холодную, расчётливую и безжалостную. Верховный аид действует, полагаясь либо на инстинкты, либо на желания тела. Другие варианты для него просто не существуют. Но встретив раяну, отточенная годами тренировок железная «броня» души, вдруг дала трещину. И чем уязвимее перед шквалом непонятных, пугающих эмоций он становится, тем сильнее поддаётся гневу по отношению к виновнице мук, при этом всеми силами стараясь привязать девушку к себе, сделав её зависимой от своих «ласк». Следует подчеркнуть, что Марина Суржевская не оправдывает его поступки, а просто показывает Рана Лавьера таким, какой он есть.

Другое дело Оникс, которую Верховный аид сделал своей безвольной секс-рабыней. Её карусель чувств от ненависти до любви не раз ставила меня в тупик. От этого невозможно было понять: то ли ей следует сопереживать, то ли посоветовать заткнуться и не мешать Рану делать обоим приятное. В отношении окружающих её людей она тоже страдает лихорадочным непостоянством: то пытается кому-то помочь, то подставляет, вообще не задумываясь о дальнейшей судьбе этих бедолаг. Единственным плюсом данного персонажа для меня стала лишь яркость испытываемых ею эмоций.

Рекомендации к чтению

Ещё на заре творчества Марина Суржевская в одном из своих постов как-то поделилась, что мечтает написать историю про «злодейского злодея». Серию «Цветок лори» можно считать первой полноценной пробой пера в этом направлении. Не знаю, понравился ли итог работы самой писательнице, но в моём сердечке фаворитами о плохишах остались роман «Янтарь чужих воспоминаний» и цикл «Лекс Раут». В них каждый персонаж логичен, сюжеты лихо закручены, а главное, присутствует мощная интрига. «Цветок лори», увы, проиграл по всем пунктам. Естественно, вкусы у всех разные, потому отговаривать от его чтения не стану. Скажу лишь, что он подойдёт тем, кто точно не любит приторные истории с благородными принцами, для кого не являются болезненными триггерами отношения героев через боль и унижение, и кто не впадает в обморок от нескончаемого потока эротических сцен.

P.S. Если есть желание прочитать схожую историю, но в лёгком романтическим ключе с новогодним антуражем, то советую познакомиться с рассказом «Тот, кто приходит со снегом». Марина Суржевская написала его спустя три года, взяв за основу «Цветок лори».

Оценка: 3/5

Интересное по теме

ВКонтакте | Пинтерест | Телеграм