Для многих людей, едва знакомых с буддизмом, присущи некоторые заблуждения относительно ритуалов, монашества и бытовых особенностей жизни буддистов. Само Учение Будды я постарался показать в моих статьях, а быт традиционного буддистского монастыря в книге "Буддистский монастырь Тхеравада". В этой статье я коснусь только самых распространённых ошибок в оценке буддиста. Не в художественной, а в сухой научно-исторической плоскости.
Работа. "Работать буддистским монахам нельзя". Это самый распространённый пункт, который неоднозначно воспринимается как поклонниками буддизма, так и его желчными противниками. На самом деле, такой запрет распространяется на работу ради поддержания существования, как то производство чего-либо на продажу, для заработка. Сама физическая деятельность не возбраняется и даже считается необходимой. Дело в том, что сам принцип отшельничества, "ухода из дома" - шрам, уход от социума является одним из ключевых в буддистской философии. Чем меньше контактов с "миром", тем меньше привязанностей, а значит и страданий. Любой "общественно-полезный труд" является к тому препятствием. Обслуживать же себя и место уединения - необходимость и благо. Поэтом монахи сами стираются, сами наводят чистоту в монастыре и своём кути-келье, даже иногда работают на строителсьтве монастыря и т.д. и т.п. С другой стороны, даже поддержания собственного проживания в монастыре или отшельничестве (когда монах живёт один) не должно нарушать не просто уединение, но и не отвлекать тяжёлыми бытовыми заботами от медитаций. Поэтому всякие выращивания злаков, содержание скотины или птицы, как это практикуется в христианских обителях, тоже запрещены. Интересно, что в винайя для бхукхини (женщин монахинь) специально прописано, что они не должны заниматься готовкой пищи или шитьём.
Подношения. Подарки монастырю и монахам. Любое подношение традиционно считается подношением Будде. Поскольку буддистский монах является последователем (как бы олицетворением Учителя и Учения), то подношения делают монаху. Часто подношения делают самому монастырю, в виде пожертвований к копилку или целевыми пожертвованиями на строительство какого-либо здания в монастыре. Тогда на этом объекте обязательно есть табличка с информацией о жертвователе. Пожертвование любое, даже самое незначительное, а величина ничем и никак не регламентируется, каждый жертвует по мере своих возможностей. Недаром в Сутта-нипада есть рассказ о проповеди Будды ученикам - "мы должны с радостью и благодарностью принимать любое подношение. Сочный рис из центра котла не менее важен, чем подсушенный с его края" (близко к тексту). И подношения часто сопровождаются с переливанием воды на землю (исторически это было обязательным элементом). Это производится по любому важному поводу от начала какого-либо предприятия до поминания ушедшего родственника.
Переливание воды символизирует и очищение помыслов перед Буддой, и жертвование одного из самых восстребованных ресурсов в тропиках - воды. Само по себе оно не является "очищением кармы", как думают многие иностранцы, желающие соприкоснцться с буддизмом. Хотя, любое подношение Будде уже является небольшим плюсом в карму. Без подношений переливание воды не проводится, это могло бы выглядеть, как попытка обмануть судьбу. С другой стороны, минимальным пожертвованием на домашнем алтаре может быть просто стакан чистой питьевой воды. Но в таком случае он же не переливается.
Бритьё головы у буддистских монахов очень далеко от мистических объяснений, типа - энергетика с космосом и тому подобное. Во-первых, это воспоминание о поступке Сидтхарха Гаутамы, когда он обрезал свои прекрасные волосы, решив отправиться на поиски Истины. Во-вторых, это знак отречения от собственного Эго, обезличивание себя. Ну и в третьих, сама жизнь буддистских отшельников исторически всегда сопровождалась минимум санитарных удобств. Поэтому для простоы ухода за собой лучше волос не иметь. В тайской традиции бреют не только голову, но и брови. А вот усы или борода не запрещены. Парадокс? Нет? Медики отлично знают, что педикулёз одинаков как на голове, так и на бровях, а на другой "растительности" совершенно иные паразиты. Но я монахов с бородами не встречал. Бреют голову на ван пхра - Будда день, либо на каждый, который приурачивается к фазам Луны, либо только на новолуние и полнолуние. В разных монастырях по-разному.
Все эти заметки, конечно, о буддизме в Таиланде. Кстати, когда вам говорят "тайский буддизм", то это неверно. Буддизм направления Тхеравада практикуют в Мьянме, Лаосе, Шри Ланке, Камбодже, Таиланде..., различия в бытовых и ритуальных особенностях несущественные, но они есть.
Всех с наступающим Новым Годом. Всем здоровья, терпения, мира и доброты!