На момент подавления Богемского восстания в 1620 году, император Фердинанд находился в полной безопасности, пожиная успехи своей авторитарной политики. Теперь государь нацелился на увеличение собственного могущества, надеясь провести рекатолизацию и реституцию католических земель, реформировав Священную Римскую империю в мощное централизованное государство.
Фердинанд вплотную взялся за насаждение католических порядков в землях протестантских князей. Император издал закон о реституции католических земель и, как он ожидал, большинство вассалов исповедующих протестантизм, отказались возвращать земли. Тогда Фердинанд, подавив Богемское восстание, направил армию Католической лиги во главе с Иоганном Тилли на территорию княжеств непослушных вассалов, под предлогом обеспечения защиты от оставшихся адептов Богемского восстания.
Огромный военный контингент, мором обрушившийся на богатые протестантские земли, оставлял после себя голод и разрушение. Горький пример разоренных протестантских княжеств помогал вассалам, до этого момента отказывавшихся от реституции католических земель, принять правильное решение. Фердинанд чувствовал себя превосходно в своем государстве, у него не осталось больше серьезных врагов, разве что партия князей конституционалистов, выступающая за возвращение Фридриху (лидеру Богемского восстания) титула курфюрста. Но и эту проблему Фердинанд быстро решил, назначив новым курфюрстом Максимилиана Баварского – лидера князей конституционалистов. Назначение лишило Максимилиана авторитета в оппозиционной партии и вынудило быть лояльным императору (многие князья стали поговаривать, что Максимилиан продался и теперь он карманная оппозиция). Армии Фердинанда тем временем приводили в исполнение акт о реституции католических земель, попутно подавляя любые зачатки неповиновения. Центр боевых действий постепенно смещался на север Германии, а это было опасно близко к скандинавским протестантам.
К 1624 году перед Фердинандом встало сразу несколько серьезных проблем, и опасность вмешательства в дела империи соседей была практически неизбежна. В 1622 году при дворе Людовика XIII все большую роль начал играть католический кардинал Арман Де Ришелье, он постепенно завоевывал доверие молодого правителя, давая дельные советы как по вопросам внешней политики, так и внутренней. В 1624 году Людовик XIII наградил кардинала титулом первого министра. На тот момент, Франция погрязла в конфессиональных распрях, как и Священная Римская империя, и только сильная рука амбициозного кардинала могла прекратить внутригосударственные распри.
Не забывая о могущественном соседе на востоке, Первый министр Франции вел переговоры со скандинавскими странами, исповедующими протестантизм, дабы они своим вмешательством ослабили могущество партии Фердинанда, так как подавив волю своих вассалов, император непременно устремит свой взор на запад, на богатую Францию. Так же Ришелье активно финансировал Соединенные провинции Нидерландов, лишая австрийских Габсбургов поддержки своих испанских родственников, занятых кровопролитной войной в Голландии.
Переговоры на севере велись с двумя мощными государствами – Данией и Швецией. При правильном стечении обстоятельств, короли этих стран имели все шансы разрушить величие императора. Наибольшую опасность для империи на тот момент представлял датский король Христиан IV, у него была хорошая армия, а Дания не испытывала больших проблем с её снабжением в Северной Германии. Второй скандинавский оплот протестантизма – Швеция, испытывала массу трудностей и только недавно закончила войну с княжеством Московским. Надежды германских протестантов сосредоточились вокруг Христиана IV, оставалось лишь найти основательный повод для вторжения. И этот повод королю даровал герцог Брауншвейгский Христиан, который переходя в протестантизм, но, не желая терять свои земли из-за «церковной оговорки», распорядился передать их одному из сыновей короля Дании.
Герцогство Брауншвейг было слишком важно для Фердинанда, да и передавать главе другого государства он его не желал, поэтому очень быстро подготовил претензии на герцогство для одного из своих родственников. Христиан IV, заручившийся поддержкой протестантов и Франции, во главе 20 тысячной армии наемников выступил против Тилли. Теперь ситуация для Фердинанда ухудшилась, Испания уже не оказывала поддержку, занятая войной с Соединенными провинциями Нидерландов, армия Тилли быстро таяла из-за голода, повсеместно гуляющего по Северной Германии. Необходимо остановить продвижение датчан, но войск почти не осталось. Именно в это время, подле императора появляется активный, властный и талантливый человек – Альбрехт фон Валленштейн, который предлагает Фердинанду свои услуги по созданию крупной, боеспособной армии, лояльной трону.
Фердинанд конечно же соглашается с таким заманчивым предложением. Валленштейн постепенно начинает собирать великую армию для императора, численность которой в конце концов доходит до 140 тысяч человек. Полководец с большим усердием отнесся к обеспечению армии, а вот жалование солдатам выплачивал сам Фердинанд из императорской казны.
Таким образом, всего за несколько месяцев у императора появилась мощная армия, превосходившая численностью армию Христиана. Задавшись целью изгнать датчан, Валленштейн всячески помогал Тилли, непримиримо сражаясь с армией датского короля. Солдаты Валленштейна сыграли значительную роль в победе католических сил при Луттере. Впоследствии, Валленштейн окончательно нейтрализовал угрозу со стороны Дании в битве при Вольгасте, после этой битвы был заключен Любекский мир, по которому Дания отказывалась от любых попыток вмешательства во внутреннюю политику империи, а так же отказывалась от какой либо помощи противникам Фердинанда.
Неудачи датчан были вовсе не случайны, ряд факторов предшествовал двум разгромным поражениям. Союзники, которые перед высадкой заверяли Христиана в своей помощи, в конце концов оставили армию датского короля без финансирования и снабжения во вражеской стране. Такому развитию событий, виной были определенные обстоятельства. Протестантская Англия, сосредоточилась на поддержке Соединенных провинций Нидерландов, более важного союзника, усиление которого ощутимо ослабит испанскую монархию. Франция же была поглощена конфессиональными войнами и помогать протестантам, даже тайно, было крайне опасно для французской католической партии Ришелье. Таким образом, у Христиана оставалась надежда на протестантскую партию, но протестанты, напуганные моровым шествием армий Тилли и Валленштейна, скептически относились к иностранному освободителю. В итоге, одержав победу над Данией, Фердинанд еще сильнее укрепил свою власть над ситуацией в империи ввел повсеместный реституционный эдикт.
Приквел к данной статье можно почитать тут:
"Предпосылки Тридцатилетней войны в Европе".
Продолжение:
"Шведский этап Тридцатилетней войны"
Благодарю вас за прочтение статьи. Если хотя бы разок-другой улыбнулись в процессе, обязательно подписывайтесь на канал, здесь вас ждет много интересных нескучных историй!