Главы Краснодарского края, Ставропольского края и Ростовской области предлагают принять закон, ограничивающий максимальную долю прямого и косвенного участия нерезидентов в компаниях АПК на уровне 20%. Кроме того, они считают, что российские владельцы предприятий этого сектора должны перенести головные компании из зарубежных юрисдикций в российскую.
«Я считаю, стратегический ресурс, конечно, должен быть по крайней мере прозрачен и подконтролен, в том числе государству. А почему бы и нет? Ведь сегодня иностранные компании, которые тоже стоят в том числе за этими трейдерами, им выгодно потихонечку, в теневом сегменте рынка вывезти эту пшеницу, а потом ее продать в страны Азии и Африки. Стратегический ресурс — пшеница — по теневым звеньям в большой цепи оказывается в руках вот этих самых иностранных компаний», — говорит в документальном фильме «Зерно» Андрея Кондрашова губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев.
Его поддерживает глава Ставрополья Владимир Владимиров:
«Это просто выкачивание из нашего сельского хозяйства денег. 70% нашего урожая торгуется иностранными компаниями, а мы, Ставропольский край, — 15% от всего российского экспорта зерна. Получается, только на примере Ставропольского края, грубо говоря, 9% российского экспорта — это уже мировые компании. Конечно же, и прибыль остается у них. Потому что они у нас покупают здесь, а торгуют-то на бирже. Ну, грубо говоря, я им сейчас продам по 14 тыс. рублей, а они продадут по 450 долларов».
Источник РБК заявил, что президент Владимир Путин согласился с этой идеей. При этом решение должно исключить негативное влияние на отрасль и «не противоречить законным интересам добросовестных иностранных инвесторов».
- В конце сентября глава ВТБ Андрей Костин предлагал запретить компаниям из «недружественных стран» покупать и перепродавать зерно и владеть мощностями по перевалке и хранению грузов. На это спустя несколько месяцев публично ответил глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. Он заявил, что «выгонять международных зерновых трейдеров РФ не намерена».
- В декабре «Уралхим» попросил Владимира Путина разрешить ему купить активы мировых зерновых трейдеров, которые не хотят уходить из РФ. Речь идет о компаниях Cargill и Viterra.