История становится понятной и осязаемой, когда сквозь завесу времени проявляются лица великих предков. Появляются предводители, на которых можно равняться. Или наоборот, сторониться. Возникают герои, которым хочется подражать, повторять подвиги, рассказывать детям о тех временах, когда родная земля рожала богатырей. И не было спокойной жизни неприятелю, если тот решился ступить с недобрыми намерениями на нашу землю.
Целая галерея имен казачьих атаманов засветилась в Смутные времена. Некоторые, к сожалению, не с лучшей стороны. Но были и герои. Одним из них стал Феофилакт Васильевич Межаков.
Времена были далекие, темные. Казаки канцелярию не вели. Когда родился и кто был родителями Феофилакта – не известно. Известным на весь мир атаман Войска Донского стал после Земского собора 1613 года.
Но обо всем по порядку.
Лжедмитрий I
К началу 17-го века казаки стали грозной военной силой, которая ставила русских царей на престол и лишала вершин власти.
В 1605 году при поддержке донских казаков в власти пришел Лжедмитрий I. Известно, что самозванец выдвинулся в сторону Москвы из польского на тот момент Киева в начале 1604 года. К нему присоединились донские, волжские и терские казаки. Численностью 10-15 тысяч человек.
Продвижение мятежников особо триумфальным не назовешь. Лжедмитрий потерпел ряд поражений. К нему то присоединялись запорожские казаки, то бежали, если становилось опасно.
Донцы проявили себя более последовательными. Они убедили самозванца продолжить поход, когда тот хотел отступить. Здесь в истории появляется имя донского атамана Корелы, который с 600-ми казаками взял поселение Кромы в современной Орловской области. Тем самым вернул Лжедмитрию и войскам боевой дух.
13 апреля умер царь Борис Годунов. Новость воодушевила мятежников еще сильнее. Стрельцы и бояре массово переходили на сторону Лжедмитрия. Самозванец дошел до Тулы. К нему на прием приехала знать из Москвы, чтобы выразить почтение и безмерную лживую любовь. Бояре потянулись на родину самоваров, как только стало известно, что династия Годуновых прекратилась.
В окружении у Лжедмитрия появился атаман донцов Смага Чершеннский и принес присягу на верность.
20 июня 1605 года Лжедмитрий въехал в Москву в сопровождении донских казаков. Новый царь щедро наградил донцов и распустил по домам.
Менее чем через год - 16 мая 1606 года правление Лжедмитрия Первого закончилось. Но казаки потребовались новым самозванцам, которых историки насчитывают около 10.
Лжедмитрий промежуточный
После Лжедмитрия I правил Василий Шуйский. Недолго. Новый царь не обладал широтой взглядов и не снискал поддержки даже среди бояр. Мелочные желания, личная нажива и плотские утехи нового царя привели к недовольству в его окружении. Надо было делиться. Василий не захотел.
До Москвы донеслись вести, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся и готов вступить на престол. Из Европы был выписан новый предводитель народного восстания – Иван Болотников.
На этот раз Лжедмитрий в поход не пошел. Не царское это дело. В разведку боем отправился Болотников. Воевода от Лжедмитрия обещал крестьянам раздать богатство бояр, тех сделать бедняками. Как было принято в те времена, поход на Москву стартовал из Киева.
Посланная Василием Шуйским дружина разбежалась. В середине октября 1606 года отряды Болотникова подошли к Москве. Делегаты из осажденного города потребовали показать царя. Но его не было. Русские люди вдруг поняли, что царь не настоящий, а может его вообще нет. Казаки и стрельцы из стана мятежников стали уходить.
Болотников пробовал взять Москву. Не смог. Отступил в Калугу. Отправлял гневные послания Лжедмитрию с требованием явиться в войска. Но в Польше в 1607 году было спокойнее. Не приехал царевич. И даже очередного (второго) номера не удостоился. Историки зовут его промежуточный Лжедмитрий.
Восстание Болотникова закончилось поражением в Туле. Но Смута не завершилась. Лжедмитрий (без номера) отказался от претензий на русский престол. Умирать, как его предшественник, самозванцу не хотелось.
Лжедмитрий II
Не долго пустовало вакантное место самодержца в изгнании. Появился Лжедмитрий II и приехал к казакам. Надо сказать, что в тому времени вся Россия жила, как на пороховой бочке. Крестьяне бунтовали. Казаки казаковали. Бояре собирали собственные дружины.
Лжедмитрий Второй смог реанимировать идею похода на Москву. Казаки его поддержали. Поляки послали войска и вдову первого Лжецаря - Марию Мнишек.
Новый Лжедмитрий подошел к Москве, но не стал брать ее штурмом. Обосновался в Тушино (отсюда пошло прозвище – тушинский вор). К нему явились бояре из Москвы и окраинных земель, патриарх Филарет, отец будущего царя Михаила Романова. В Тушино возникла альтернативная столица со своими боярами, царем, войском и двором.
Численность казачьего войска в Тушино доходила до 15 000 человек. Возглавлял их атаман Заруцкий, получивший от лжецаря боярский чин. Не имея нормального снабжения, казаки в те времена часто грабили мирное население.
Страсти накалялись. Внезапно в московские дрязги подключилась Швеция. Польша поняла, что московский трон ускользает, и ввела войска, осадив Смоленск.
На Руси все окончательно перемешалось: поляки разбили шведов, Лжедмитрий бежал в Калугу и его там убили сподвижники. На московский трон претендовали все, кому не лень, включая шведского принца и польского короля…
Первое ополчение
В России начинают проявляться здоровые мысли о спасении Отечества. Еще немного и иностранцы разорвут страну на части. Семибоярщина призывает на русский трон иностранного принца. Авторитет русской церкви и продажных бояр опускается на самый низкий уровень. Никто не доверяет никому. Предательство и переход из одного лагеря в другой – обычное дело…
Весной 1611 года рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий привели к Москве Первое ополчение. В апреле-мае 1611 года ополченцы освободили от поляков Земляной город, Белый город и часть Китай-города.
Заняв значительную часть города, ополченцы не стали предпринимать решительного штурма засевших в Кремле поляков. Они принялись налаживать хозяйственную деятельность и организовывать государственные структуры. Собрали Земский собор (чем-то напоминает современные спецоперации в Сирии и на Донбассе).
На соборе наметился раскол между казаками, желавшими сохранения вольностей и дворянами, желавшими укрепления центральной власти. Казаки вызвали на Круг Прокопия Ляпунова и зарубили его.
Второе ополчение
В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде возникло Второе ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Дмитрий Пожарский был участником Первого ополчения. Но был ранен в марте 1611 года и покинул Москву.
Второе ополчение в Москву не торопилось. Оно направилось в Ярославль, где набирается сил.
К Москве Второе ополчение подошло лишь в августе 1612 года. На подступах к столице ополченцы разбили польское войско и перешло к осаде Московского Кремля. Здесь ко Второму ополчению присоединились остатки Первого.
Атаман Заруцкий и его казаки, увидев приближение Пожарского, бежали. Атаман опасался обвинений в убийстве Ляпунова.
26 октября 1612 года поляки сдались и покинули Кремль.
В Москве (даже без отрядов Заруцкого) осталось много казаков. Современники вспоминали, что казаки были везде. На площадях, у церквей и на рынке. Присутствовали казаки, как представители русских земель, и на Земском соборе 1613 года.
Земский собор
Считается, и небезосновательно, что решающее слово в выборе Михаила Романова принадлежало казакам.
Во-первых, казаки умело и без шума блокировали авторитетных кандидатов таких, как Дмитрий Пожарский. Имеются свидетельства о запугивании выборщиков.
Во-вторых, большое количество вооруженных казаков присутствовало на самом Земском соборе и умело влияло на ход дискуссии. Собрание напоминало Казачий Круг, а казачьи атаманы умели принимать правильные решения путем «народного волеизъявления».
В-третьих, похоже еще во времена Тушинского стояния патриарх Филарет и казаки обо многом договорились, действовали согласованно и целенаправленно. В отличии от противоборствующих группировок, у которых не было единства и верных союзников. Хотя самого Филарета на соборе не было.
В-четвертых, казачий атаман Феофилакт Межаков вышел перед собором и положил на стол бумагу с обоснованием природности нового царя Михаила Романова. Прижал текст клинком казачьей шашки и произнес пламенную речь в пользу Михаила Романова. Отказать и принять иное решение было сложно…
Заключение
За верную службу отечеству Феофилакт Межаков получил родовое поместье в Вологодском уезде. Есть сведения, что умер атаман в 1627 году.
Дальнейшая история показала, что Михаил Романов не стал настоящим казачьим царем, как того хотели казаки. Казачьи вольности постепенно забирались. Земли становились землями Русского царства, а потом и Российской Империи.
Но, думаю, напрасно казаки ругают Романовых. Любая другая власть не терпела бы своеволия и непокорности казаков. Пока казаки делали нужные дела для власти, она их щедро осыпала дарами, наградами и званиями. Как только интересы власти и казаков расходились, цари решительно прекращали свободы и вольнодумство.
Казаки отплатили Романовым той же монетой. Всегда оставались себе на уме. В решительный момент не спасли от гибели Императора Александра II, не сберегли трон для Николая II.
Всем добра!
Дорогие друзья, если вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.
#лжедмитрий #атаманы донских казаков #российские новости #зарубежные новости #атаманы смутного времени