Сальваторе Маранцано (1886 – 1931 гг.) – один из самых известных гангстеров первой половины XX века и основатель пяти Нью-Йоркских криминальных семей, возглавивший также одну из них (будущая семья Бонанно).
В 1929 году он вступил в конфликт со своим злейшим врагом Джузеппе «Джо боссом» Массерией за контроль над преступным миром Нью-Йорка. В апреле 1931 года эта война, известная как «Кастелламарская» (в честь Сицилийской коммуны Кастелламмаре-дель-Гольфо, где родился и вырос Маранцано), окончилась победой Сальваторе и убийством Джо Массерии. После этого Маранцано разделил Нью-Йоркскую мафию на пять отдельных семей. Сам же Маранцано придумал для себя отдельный «пост» - Сapo di tutti capi или «Босс боссов». Но «правление» Маранцано продлилось недолго. Он был убит 10 сентября 1931 года по приказу Чарльза «Лаки» Лучано, бывшего помощника Массерии, ранее заключившего с Маранцано сделку по устранению последнего. После убийства же самого Маранцано Лучано «упразднил» титул «Босса боссов» и создал отдельный орган для урегулирования различных споров и вопросов между преступными синдикатами – "Комиссию".
Ранняя жизнь
Сальваторе Маранцано родился 31 июля 1886 года в коммуне Кастелламмаре дель Гольфо на Сицилии. Он был самым молодым из 12 детей Доменико Маранцано и Антонины Пишиотты. Лишь 5 из этих детей (не считая самого Сальваторе) дожили до зрелого возраста: Мариано, Анджело, Николо, Джузеппе и Анджела.
О юности Сальваторе известно довольно мало. Все, кто знал Маранцано лично, говорили о нём как об умном, высокообразованном и интеллигентном юноше. Его «коллеги» в мафии же говорили, что он уже тогда был довольно властным, но уважаемым в своём кругу человеком.
Одной из самых примечательных черт Маранцано была в том, что он увлекался историей Древнего Рима и восхищался Юлием Цезарем (знакомые гангстеры даже звали Маранцано «Маленьким Цезарем») и постоянно рассказывал о них своим подчинённым и партнерам. И даже свои банды Маранцано строил по образцу Римских легионов (считается, что именно по такой структуре и были изначально основаны пять Нью-Йоркских семей). Маранцано также очень знал латынь.
«Деятельность» в США
Точно неизвестно когда именно и при каких обстоятельствах Сальваторе Маранцано приехал в США. Разные источники предполагают, что Маранцано прибыл туда либо в 1918 году, либо в 1925, либо в 1927 году. Карл Сифакис, автор «Энциклопедии мафии», считает, что в принципе все даты могут быть верны так как Маранцано несколько раз приезжал в США и потом возвращался в Италию, но в 1927 году обосновался в Америке уже окончательно.
Предполагается также, что Маранцано был послан в США доном Вито Кашо Ферро, главой Сицилийской мафии, базирующейся в Кастелламмаре дель Гольфо, Сицилия, где родился Сальваторе и на которого последний тогда работал. Вито хотел расширить свое влияние и на США, где мафия тогда вовсю набирала «вес». Но более достоверных сведений о связи между Ферро и Маранцано нет.
Маранцано обосновался в Нью-Йорке, а именно в Бруклине, и (по некоторым сведениям) вошел в банду базирующегося там гангстера Николо Широ. Сальваторе также открыл легальное агентство недвижимости параллельно занявшись бутлегерством (нелегальным производством и торговлей алкоголя. В США тогда с 1920 по 1933 гг. действовал «Сухой закон») и другим преступным ремеслом, в том числе сутенерством.
Сколачивая состояние Сальваторе также попутно собирал под свое крыло «земляков» (то есть, тех, кто прибыл из того же города, что и он) и «единомышленников» (Маранцано верил в старые традиции сицилийской мафии, но понимал, что структура организованной преступности нуждается в реформировании так как времена постоянно меняются. Это и стало в будущем толчком для основания пяти семей). Одним таким человеком стал молодой Джозеф (Джо) Бонанно (будущий босс одноименной криминальной семьи Бонанно), который проникся глубоким уважением к Маранцано и стал самым преданным его сторонником. Сам же Маранцано ценил находчивость и преданность этого молодого человека, и позже сделал Бонанно своей правой рукой. Также на Маранцано стали работать Стефано (Стив) Магаддино (кузен Бонанно по материнской линии) из Буффало и Джозеф Профачи (друг Бонанно и будущий босс одной из пяти семей, которая в будущем станет семьей Коломбо), которые также имели свои собственные банды.
Вскоре объединенная группировка Широ (посколько Маранцано предположительно тогда подчинялся ему) стала достаточно грозной силой в преступном мире Нью-Йорка. Однако, Бонанно в своей автобиографии «Человек чести: Автобиография Джозефа Бонанно» высказывался о Николо как о слабохарактерном человеке, который до последнего не хотел вступать ни с кем конфликт. И в то же время Джо очень хорошо высказывался о своем наставнике Маранцано как о сильном и стойком лидере, что позволяет судить о том, что фактическим главарем группировки был Сальваторе Маранцано (хотя этому нет никакого подтверждения).
Соперники
Но такая быстрорастущая группировка не могла остаться незамеченной. В то время (вторая половина 1920-х гг.) практически всей мафией Нью-Йорка (а по некоторым сведениям и США) руководил Джузеппе «Джо босс» Массерия.
Массерия был очень жадным и жестоким человеком, которого боялись и ненавидели практически все, кто с ним пересекался. Джузеппе (многие обычно звали его просто Джо) считал себя боссом всех мафиози Нью-Йорка и полагал, что они должны платить ему солидную «долю» со всех своих незаконных предприятий. И когда он узнал о группировке Широ-Маранцано, то стал требовать того же и от них. Те не хотели платить поскольку считали, что они вправе сами решать, как управлять своими делами и не быть зависимыми от кого-либо. Массерия счел это личным оскорблением и начал оказывать на них давление. Джо также считал, что если одна группировка на его территории (а он считал своей территорией весь криминальный Нью-Йорк) не будет его слушаться, то ее примеру последуют остальные.
И его опасения были не безосновательны. Маранцано умело переманивал на свою сторону небольшие банды на «подконтрольной» Массерии территории, обещая честный дележ преступных доходов. Таким образом влияние «Кастелламмарцев» (как часто называют группировку Широ-Маранцано) росло, а влияние Массерии наоборот угасало. «Джо босс» конечно этого стерпеть не мог и напряжение между группировками Массерии и «Кастелламмарцев» только росло.
Кастелламмарская война
К концу 1929 года две стороны уже не могли мирно существовать и началась война, которая стала известна как «Кастелламмарская» (в честь Кастелламмаре де Гольфо, места рождения Маранцано). Конкретно неизвестно как именно и когда она началась. По сведениям Джо Бонанно все началось с того, что в феврале 1930 года Массерия приказал убить Гаспара Милаццо, влиятельного гангстера из Детройта и союзника «Кастелламмарцев». Предполагается, что Массерия был унижен отказом Миллацо поддержать Массерию в вопросе, затрагивающем Чикагскую мафию и руководящего ею в тот момент знаменитого Аль Капоне (который был союзником Массерии в ходе этой войны).
Но есть также версия, что Массерия хотел поставить во главе мафии Детройта своего союзника Чезаре «Честера» Ламаре, что крайне не понравилось Милаццо и его боссу Анджело Мэли. Ламаре предложил последнему встретиться и разрешить все разногласия. Но Мэли опасался возможного предательства со стороны Ламаре и отказался встречаться с ним лично. Мэли попросил пойти вместо него Миллацо, который обладал хорошими переговорными навыками.
Опасения Мэли в итоге подтвердились. Ламаре прислал вместо себя двух киллеров, которые расстреляли Милаццо и его помощника Сэма Паррино. Точно неясно приложил к этому руку Массерия, но известно, что он оказывал поддержку Ламаре. К тому же Милаццо был довольно уважаемой фигурой Американской мафии того времени и Ламаре не мог бы решиться на такой шаг без одобрения сильного союзника, а Массерия, напоминаю, был тогда одним из сильнейших гангстеров Америки. «Кастелламмарцы» (Милаццо работал на них до переезда в Детройт. Более того, он был кузеном Стива Магаддино) сразу же заподозрили, что Массерия мог иметь отношение к этому убийству. Между ними и последним и до этого были стычки (известно, что обе стороны угоняли друг у друга грузовики с алкоголем), но «Кастелламмарцы» сочли убийство Милаццо последней каплей и объявили ему войну.
Есть и другая версия почему начался конфликт. 26 февраля 1930 года Массерия приказал убить своего союзника Гаэтано «Томми» Рейну. Рейна возглавлял свою собственную банду (будущая семья Луккезе (одна из пяти Нью-Йоркских мафиозных семей)), но в конце 1920-х стал союзником Массерии, когда тот взял контроль над остатками семьи Морелло (некогда мощной банды возглавляемой Джузеппе Морелло (1864 – 1930), который к тому моменту отошел от дел и стал советником Массерии погибнув в Кастелламарской войне на стороне последнего)). Но когда Маранцано прибыл в Нью-Йорк и стал в итоге влиятельной фигурой местного преступного мира, Рейна в скором времени перешел на его сторону (одной из причиной этому стало то, что Массерия ни капельки не уважал Рейну и требовал слишком большую долю с его предприятий). Массерия узнал о предательстве Томми и приказал молодому киллеру Вито Дженовезе (будущему боссу семьи Дженовезе в которую в итоге «превратилась» семья Морелло/Массерии. Дженовезе тогда входил в «команду» одного из капо Массерии Чарльза «Лаки» Лучано) убить его, что тот и сделал выстрелом из двуствольного ружья (по другим сведениям, убийцей был Джозеф Пинцоло, еще один человек Массерии).
Массерия намеревался этим ходом защитить своих тайных союзников (которые предположительно и «сдали» Рейну сообщив Массерии о его сделке с Маранцано) в банде Рейны - Гаэтано «Томаса» (или «Томми») Гальяно, Гаэтано «Томас» (или «Томми». У Луккезе и Гальяно были одинаковые имена и прозвища) Луккезе (помощник и соратник Гальяно) и Доминика Петрилли.
Однако убийство Рейны и дальнейшее вмешательство Массерии в дела его банды в итоге вышло ему боком. После смерти Томми боссом его банды должен был стать Гальяно, но Массерия поставил на это место своего человека Джозефа «Толстого Джо» Пинцоло (вышеупомянутого подозреваемого в убийстве Рейны). Вне себя от ярости из-за такого предательства Гальяно и Луккезе последовали примеру Рейны и сами перешли на сторону Маранцано, что поддержала практически вся банда, поскольку у Пинцолы был отвратительный характер и он быстро настроил против новых подчинённых. В сентябре 1930 года Луккезе обманом заманил Пинцоло в свой офис в Бруклине, где «Толстый Джо» был убит.
Какая именно из этих версий верна неизвестно, но исход был один. Обе группировки (банда Массерии и «Кастелламарцев») начали открытую войну между собой.
В рядах у «Кастелламмарцев» тоже было не все спокойно. Хоть Маранцано, Бонанно и другие были полны решимости отомстить Массерии, сам босс банды Николо Широ до последнего не хотел войны. В итоге все кончилось тем, что Массерия в обмен на то, что Широ останется в живых потребовал, чтобы тот заплатил 10 000 долларов и ушел с «поста» босса. Широ выполнил все требования и уехал на Сицилию. Но самому Массерии это не помогло. После короткого периода руководства Вито Бонвентре, убитого людьми Массерии 15 июля 1930 года, группировка «Кастелламарцев» полностью перешла под контроль Маранцано, который не боялся Массерию и готов был воевать против него до конца.
Война продолжалась до 1931 года. Обе стороны понесли значительные потери, но «Кастелламарцы» все же начали брать верх поскольку большая часть людей Массерии либо погибла, либо перешла на их сторону.
Устав от войны и считая её невыгодной (да и полагая, что Массерия в итоге проиграет) высокопоставленные подручные Массерии Чарльз «Лаки» («Счастливчик») Лучано, Фрэнк Костелло и Вито Дженовезе (тот самый, что предположительно убил Рейну) решили положить ей конец. Сначала они пытались убедить Массерию заключить мир с Маранцано, но тот наотрез отказывался. После этого Лучано заключил тайную сделку с Маранцано. Он и его подручные согласились убить Массерию если Маранцано прекратит войну, позволит Лучано взять контроль над бандой Массерии, и сам Лучано станет правой рукой Маранцано.
С Лучано Маранцано предположительно уже имел дело. В октябре 1929 года Чарльза схватили неизвестные и отвезли на склад в Статен-Айленде. Там его очень серьезно избили и несколько раз ранили ножом. Чарльз выжил, но у него на лице остался шрам и был поврежден правый глаз. С тех пор он получил прозвище «Лаки» или «Счастливчик», потому что благодаря счастливой случайности он остался жив (хотя считается также, что он получил это прозвище гораздо раньше благодаря своей изворотливости). Причем здесь Маранцано? Считается, что к этому руку приложил именно он, хотя никаких подтверждений этому нет, как и чётких мотивов у Маранцано для этого. Достоверно определить виновника тоже невозможно поскольку сам Лучано утверждал, что не помнит кто и зачем его похитил.
15 апреля 1931 года Лучано обедал с Массерией в ресторане «Nuova Villa Tammaro» на Конни-Айленде в Бруклине. В какой-то момент Чарльз извинился перед Массерией и попросил разрешение отойти в уборную. Как только Лучано ушел в ресторан ворвались четверо киллеров (предположительно это были Дженовезе, Бенджамин «Багси» Сигель (один из друзей Лучано), Альберт Анастазия (будущий глава «Корпорации убийств») и Джо Адонис (один из капо Массерии и друг Лучано)), и расстреляли Джо Массерию в результате чего тот погиб на месте. Так Кастелламарская война закончилась победой Маранцано и «Кастелламмарцев».