Финмодель — это система показателей, которая позволяет сделать финансовые прогнозы. Она показывает, что влияет на чистую прибыль бизнеса, что мешает зарабатывать и какие показатели нужно улучшить.
Разбираемся, как правильно составить финмодель.
Зачем нужна финмодель
По факту это аналитическая таблица, в которой собраны все данные, как и сколько бизнес зарабатывает.
Её основной смысл в том, чтобы подсветить, что повышает прибыль, а что понижает. От чего зависит выручка, где бизнес терпит убытки, а где у него потенциал роста.
Хорошая финмодель позволяет сделать выводы, которые можно применить в жизни.
Например, помогает найти ответы на следующие вопросы:
- Сколько компания заработает за год?
- Сколько нужно продать товаров, чтобы выйти в ноль?
- Какие ключевые показатели влияют на прибыль?
- И т. д.
Как правило, финансовую модель составляют на год. Можно и на больший срок, но только если вы чётко понимаете, как будете развивать бизнес в долгосрочной перспективе.
Как выглядит финмодель
Часто это Excel-таблица, поэтому вам понадобится разобраться в формулах — они помогут выстроить основные зависимости между метриками.
Также можно поискать подходящий шаблон с формулами в интернете.
Что считать в финмодели
1. Исходные данные — параметры, от которых зависит деятельность вашей компании. Сюда можно отнести:
- Операционные затраты — сколько денег ежемесячно уходит на закупку сырья и расходных материалов, аренду офиса и коммуналку, зарплаты, продвижение товаров в интернете и т. д.
- Обязательные платежи — налоги, кредиты, госпошлины.
- Финансовые прогнозы — например, план продаж, прогноз по выручке и среднему чеку.
- Другие источники дохода — проценты по депозитам, доход от субаренды и т. д.
- Внешние факторы — то, что может повлиять на ваш бизнес. Инфляция, курс валюты, налоговые ставки, цены на сырьё и др.
2. Капитальные вложения — сюда относятся покупки долгосрочных активов: помещения, транспорта, оборудования.
По каждому пункту нужно уточнить ежемесячные затраты на амортизацию. Поделите стоимость покупки на срок эксплуатации в месяцах и каждый месяц вычитайте эти затраты из выручки — так вы подсчитаете прибыль.
3. Финансирование — сколько вложено и сколько планируется вложить в бизнес. Сюда также относятся деньги учредителей, инвесторов и кредиторов, включая процентные ставки.
4. Денежный поток — это все платежи и денежные поступления из разных источников. Чтобы посчитать денежный поток, нужно систематизировать все данные из пунктов выше и посчитать разницу между доходами и расходами за отчётный период.
Эта метрика показывает реальное финансовое положение компании.
5. Эффективность проекта — сколько ресурсов было вложено и какие результаты в итоге получены, то есть насколько проект соответствует поставленным целям и задачам.
Чтобы определить эффективность, нужно посчитать 3 финансовых показателя.
- NPV — чистая приведённая стоимость. Это сумма входящих и исходящих денежных потоков на дату, когда вы запланировали прибыль.
- IRR — внутренняя норма доходности. Показывает среднюю доходность проекта за отчётный период.
- PP — срок окупаемости. Это период, за который должны окупиться затраты. Чтобы посчитать PP, нужно спрогнозировать прибыль бизнеса за каждый год. Затем посчитать, когда прибыль превысит размер инвестиций.
6. Анализ чувствительности — как различные внешние факторы повлияют на бизнес. Например, как изменятся показатели, если рубль упадёт. Как это повлияет на цену сырья из-за границы. Здесь нужно продумать и указать, можно ли в этом случае заменить импортное сырьё отечественным.