Найти в Дзене
Бизнес молодых

Как составить финансовую модель бизнеса

Оглавление

Финмодель — это система показателей, которая позволяет сделать финансовые прогнозы. Она показывает, что влияет на чистую прибыль бизнеса, что мешает зарабатывать и какие показатели нужно улучшить.

Разбираемся, как правильно составить финмодель.

Зачем нужна финмодель

По факту это аналитическая таблица, в которой собраны все данные, как и сколько бизнес зарабатывает.

Её основной смысл в том, чтобы подсветить, что повышает прибыль, а что понижает. От чего зависит выручка, где бизнес терпит убытки, а где у него потенциал роста.

Хорошая финмодель позволяет сделать выводы, которые можно применить в жизни.

Например, помогает найти ответы на следующие вопросы:

  • Сколько компания заработает за год?
  • Сколько нужно продать товаров, чтобы выйти в ноль?
  • Какие ключевые показатели влияют на прибыль?
  • И т. д.

Как правило, финансовую модель составляют на год. Можно и на больший срок, но только если вы чётко понимаете, как будете развивать бизнес в долгосрочной перспективе.

Как выглядит финмодель

Часто это Excel-таблица, поэтому вам понадобится разобраться в формулах — они помогут выстроить основные зависимости между метриками.

Также можно поискать подходящий шаблон с формулами в интернете.

Что считать в финмодели

1. Исходные данные — параметры, от которых зависит деятельность вашей компании. Сюда можно отнести:

  • Операционные затраты — сколько денег ежемесячно уходит на закупку сырья и расходных материалов, аренду офиса и коммуналку, зарплаты, продвижение товаров в интернете и т. д.
  • Обязательные платежи — налоги, кредиты, госпошлины.
  • Финансовые прогнозы — например, план продаж, прогноз по выручке и среднему чеку.
  • Другие источники дохода — проценты по депозитам, доход от субаренды и т. д.
  • Внешние факторы — то, что может повлиять на ваш бизнес. Инфляция, курс валюты, налоговые ставки, цены на сырьё и др.

2. Капитальные вложения — сюда относятся покупки долгосрочных активов: помещения, транспорта, оборудования.

По каждому пункту нужно уточнить ежемесячные затраты на амортизацию. Поделите стоимость покупки на срок эксплуатации в месяцах и каждый месяц вычитайте эти затраты из выручки — так вы подсчитаете прибыль.

3. Финансирование — сколько вложено и сколько планируется вложить в бизнес. Сюда также относятся деньги учредителей, инвесторов и кредиторов, включая процентные ставки.

4. Денежный поток — это все платежи и денежные поступления из разных источников. Чтобы посчитать денежный поток, нужно систематизировать все данные из пунктов выше и посчитать разницу между доходами и расходами за отчётный период.

Эта метрика показывает реальное финансовое положение компании.

5. Эффективность проекта — сколько ресурсов было вложено и какие результаты в итоге получены, то есть насколько проект соответствует поставленным целям и задачам.

Чтобы определить эффективность, нужно посчитать 3 финансовых показателя.

  • NPV — чистая приведённая стоимость. Это сумма входящих и исходящих денежных потоков на дату, когда вы запланировали прибыль.
  • IRR — внутренняя норма доходности. Показывает среднюю доходность проекта за отчётный период.
  • PP — срок окупаемости. Это период, за который должны окупиться затраты. Чтобы посчитать PP, нужно спрогнозировать прибыль бизнеса за каждый год. Затем посчитать, когда прибыль превысит размер инвестиций.

6. Анализ чувствительности — как различные внешние факторы повлияют на бизнес. Например, как изменятся показатели, если рубль упадёт. Как это повлияет на цену сырья из-за границы. Здесь нужно продумать и указать, можно ли в этом случае заменить импортное сырьё отечественным.