Найти в Дзене
АВТО-ЕВРО

Работает или нет параллельный импорт на авторынке

Оглавление

Автомобильный рынок России переживает в текущем году беспрецедентные для него события. Но с уходом крупнейших автомобильных брендов с нашего рынка оптимисты от автобизнеса заявляли, что дефицита автомобилей удастся избежать за счет параллельного импорта.

-2

Параллельному импорту открыли двери

В середине лета 2022 года российское правительство легализовало процесс параллельного импорта.

Но еще до этого, весной, «серые» дилеры и «перекупы», воспользовавшись ажиотажным, вернее, паническим спросом на авторынке, начали ввозить автомобили из-за рубежа, в том числе и через третьи страны (в случае автомобилей стоимостью более 50 тыс. евро). Рынок был перегрет и цены стали расти и на новые авто, и на авто с пробегом.

Ситуация стала стабилизироваться на новостях о том, что Минпромторг принял решение в пользу легализации параллельного импорта автомобилей. Весьма скоро были также и удалены отдельные «препоны» — было разрешено ввозить машины не только на физическое, но и на юридическое лицо. Это и позволило дилерам наладить ввоз автомобилей по параллельному импорту. Важным этапом в развитии такого импорта стало внедрение процедуры получения заключения НАМИ на отдельные автомобили для юридических лиц.

-3

Как сейчас?

Спустя несколько месяцев после запуска параллельного импорта процесс ввоза автомобилей дилерам удалось стабилизировать. Однако этот процесс реализуется по нескольким схемам, он непростой и порой граничит с нелегальными решениями. Кроме того, стоит признать, что в России дилерский бизнес к настоящему времени вышел на высокий уровень развития бизнес-процессов, и резкая смена деловой конъюнктуры показала, что многие компании не смогли адаптироваться к новым условиям.

Тем не менее, если взять в расчет весь авторынок, а не только дилерский сегмент, к ноябрю объем автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, в структуре продаж стал весьма заметным. Так, по данным «Авито Авто», количество объявлений по продаже относительно новых авто с пробегом до 100 км составило 16 тыс. ед. Ежемесячно с июня на площадке прибавлялось по 2 тыс. таких объявлений.

-4

Надежды не оправдались

На параллельный импорт большие надежды возлагали дилеры премиальных автомобилей. Однако, восполнить «провал» в продажах таких машин за счет параллельного импорта пока не удалось. По данным НАПИ (Национальное Агентство Промышленной Информации) за 10 месяцев 2022 года было продано 39 тыс. премиальных авто, а доля таких машин составила 7,5% от всего объема продаж. Эта доля продолжает снижаться, например, в октябре продаж «люкса» сократились на 3,6%.

-5

Дорогой параллельный импорт

Стоимость автомобилей, ввозимых по параллельному импорту, остается на высоком уровне. В основном из-за «длинного плеча» доставки и из-за того, что в этот процесс включено много разных элементов. А такие сложности вызваны главным образом тем, что процесс денежных переводов за рубеж очень усложнен.

Из-за таких сложностей, трудной логистики и из-за высоких цен говорить о том, что авто, ввезенные по параллельному импорту, смогут восполнить дефицит на авторынке, не приходится. По оценкам экспертов, такие машины могут «компенсировать» около 10 процентов этого «провала». И едва ли этот показатель удастся нарастить в ближайшее время.

-6

«Физики» активно везут автомобили

Параллельный импорт показал эффективность в отношении продаж автомобилей физическими лицами. По данным агентства «Автостат», в структуре автомобильного импорта в начале осени доля физлиц выросла до 32%. И этот канал поставок, очевидно, дает хороший стимул для развития продаж по формату с2с.

Как видим, параллельный импорт пока не может насытить авторынок. В том числе, не достаточно для этого и ввозимых авто с пробегом. Их объем сейчас составляет чуть больше 6%, по оценкам “Автостата”. Но с другой стороны, авторынок сейчас не предъявляет высокий спрос, потребительская активность остается низкой. Именно поэтому, как считают аналитики, для того, чтобы стимулировать рост продаж на авторынке необходимо направить усилия на то, чтобы поддержать спрос и сделать это можно за счет различных субсидий и программ стимулирования продаж.

Подписывайтесь на канал АВТО-ЕВРО, а такж на другие наши соцсети, чтобы оставаться в курсе самой полезной и актуальной информации авторынка.

Telegram | Вконтакте