Найти тему
ГОЛОС СОВЕСТИ

Новая модель высшего образования: какие поправки приготовило ведомство?

Автор: Виктория Лисунова

Весной этого года Россия отказалась от Болонской системы образования из побуждений разработать собственную «уникальную» модель высшего образования. Болонская система подразумевала двухуровневое обучение – сначала на программе бакалавриата, а затем магистратуры, количество которых к следующему году в значительной степени сократится, в то время как специалитета наоборот увеличится.

На сегодняшний день в России действуют две системы высшего образования – классическая (специалитет), срок обучения по которой составляет 5-6 лет, а также двухуровневая (бакалавриат + магистратура), обучение по которой длится 4 и 2 года соответственно. Однако теперь специалитет хотят сделать отдельным уровнем образования, программы которого станут ведущими в системе высшего образования России. Несмотря на то, что специалитет включает в себя полный курс теоретических знаний и практических навыков, а глубина учебной программы, как правило, соответствует магистратуре, некоторые выпускники после его окончания все равно решают отдельно пройти обучение в магистратуре.

Принятие соответствующих изменений в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» даст возможность выпускникам специалитета поступить на программу магистратуры по своему направлению на бюджетной основе. Тем не менее, магистратура сейчас не сильно популярна. Как правило, она необходима, если человек планирует строить свою карьеру в научной среде.

Цель популяризации специалитета – подготовка кадров, востребованность которых обусловлена технологическим развитием и модернизацией экономики страны. Новая модель высшего образования должна способствовать достижению научно-технологического суверенитета России. Приоритетными могут стать инженерные направления, медицина, генетика, сельское хозяйство, а также педагогика.

Одна из основных сложностей сейчас будет состоять в изменении учебного плана ряда специальностей в сжатые сроки, что может отразиться на качестве учебного процесса. Желающих поступать на специалитет может стать меньше, ведь такой диплом не признается за рубежом.

«Те вузы, которые сейчас обучают по двухуровневой системе, будут вынуждены ломать и переделывать все свои учебные планы и программы. А выпускники школ, которые поймут, что наше образование никак не состыкуется с западным, просто решат поступать сразу в зарубежные вузы после школы. Также будут разрушены все контакты с зарубежными вузами, которые и без этого уничтожаются», – подчеркивал доцент кафедры политических и общественных коммуникаций ИОН РАНХиГС Николай Кульбака.

#россия #обучение #образование #украина #жизнь #путешествия #карьера #новости #университет #люди