Найти тему

Переговоры об активах Ekaterra

Новостные ленты порадовали сообщениями о том, что российские производители иван-чая в коллаборации с неназываемыми инвесторами предложили компании Ekaterra, которая в настоящее время владеет брендами Lipton, Brooke Bond и Saito, начать переговоры о приобретениироссийских активов компании. Бренды Lipton, Brooke Bond и Saito, напомню, до конца года собираются уйти с российского рынка — но специально обученные люди, оборудование для купажирования, ароматизации и фасовки чая и развитые каналы дистрибьюции из России никуда не денутся. И их, конечно, есть смысл прибрать к рукам.

Я думаю, что если активы Ekaterra будут приобретены производителями иван-чая и неназываемыми инвесторами, то эти производители иван-чая потеряют свою иван-чайную невинность и начнут продавать в том числе и классический чай. Сейчас доля продаж иван-чая в общем объеме продаж чая и чайных напитков в России составляет не более 1-2%. Lipton и другие бренды, которыми оперирует Ekaterra, держат в России примерно 7-8% чайного рынка. И производительность их оборудования, естественно, заточена под соответствующие объемы производства. Которые иван-чайникам прямо сейчас не потянуть.

Высокогорный казахстанский иван-чай
Высокогорный казахстанский иван-чай

А это значит, что после приобретения активов Ekaterra коллаборацией иван-чайников и инвесторов, если такое приобретение случится, ситуация может развиваться по трем сценариям. Первый сценарий состоит в том, что большая часть мощностей — причем не только производственных — будет простаивать или будет перепродана. Второй сценарий предполагает резкое увеличение объемов производства иван-чая — например, за счет скачка спроса на напиток на внутреннем рынке и/или за счет резкого увеличения экспорта. Третий сценарий состоит в том, что производители иван-чая и неназываемые инвесторы просто загрузят мощности привычной начинкой и выведут на рынок новую марку или новые марки традиционного чая.

В резкое увеличение спроса я не верю. Статистических данных по потреблению иван-чая в этом году у меня естественно, нет — но получить некоторое представление о динамике спроса на внутреннем рынке можно с помощью Google Trends. В июле, после известного публичного диалога между Александром Хлыновым и Владимиром Путиным о судьбах иван-чая,количество поисковых запросов по термину «иван-чай» в России выросло на порядок. Заметно, хоть и не в разы, выросли и продажи напитка в России. Однако уже в сентябре интерес к иван-чаю вернулся на прежний уровень. Могу предположить, что продажи сохранились на более высоком уровне по сравнению с первой половиной 2022 года — инерция рынка, все дела. Но, повторюсь, они точно выросли не в разы. Максимум — на пару десятков процентов. И, на мой взгляд, потенциал естественного роста исчерпали. Что касается резкого увеличения объемов экспорта, то это пока даже не смешно. Интерес к иван-чаю за пределами России сохраняется на уровне «слишком мало данных для анализа»… И да, не надо забывать о том, что резкое увеличение производства иван-чая потребует резкого расширения сырьевой базы — а это тоже не очень просто.

Приобретать мощности для того, чтобы они пылились — немного нерационально. Однако хозяин — барин, поэтому такой сценарий, на мой взгляд, даже более вероятен, чем полная загрузка этих мощностей иван-чаем. Ну а загрузить эти мощности традиционным чаем просто разумнее всего. Поэтому я буду ждать появления на российском рынке новой марки или даже марок чая. Может даже в желтеньких коробочках. Зачем хорошему цвету простаивать?