Болотная площадь, которая находится в центре Москвы, известна не только митингом 2011 года, но прежде всего скульптурной композицией Михаила Шемякина "Дети - жертвы пророков взрослых", которая установлена в 2001 году.
Скульптуры установлены в самом дальнем конце сквера и огорожены цепью, так что близко подойти к ним нельзя. Говорят, цепь была установлена после покушения на композицию вандалов.
В центре композиции фигурки двух детей - мальчика и девочки с завязанными глазами, а вокруг них 12 скульптур, олицетворяющих людские пороки. На мой взгляд, не все понятия, изображённые скульптором, являются пороками, но таково видение автора, и спорить с ним не будем.
Итак, по порядку. Наркомания - худой мужчина со шприцом и почему-то с крыльями, видимо это такой ангел смерти.
Проституция - женщина с головой жабы.
Воровство - мужчина с головой кабана, уносящий мешочек, видимо, с украденными деньгами.
Алкоголизм - толстый, но какой-то невесёлый Бахус, сидящий на бочонке, с кувшином в одной руке и рогом в другой.
Невежество - с ослиной головой и шутовской погремушкой в руках.
Лжеучёность - пожилая Фемида, у которой на глазах не повязка, а целый шлем. В одной руке у неё какой-то алхимический свиток, в другой - марионетка в виде двуглавой собаки, а рядом - реторта, видимо, для опытов с философским камнем.
Равнодушие - в самом центре композиции, как главный порок, - фигура с закрытыми глазами, с четырьмя руками, две из которых скрещены на груди, а ещё две закрывают уши.
Пропаганда насилия - весёлый, довольный жизнью торговец оружием. Вот уж, кому война, а кому...
Садизм - толстый страшный носорог.
Эксплуатация детского труда - хозяин фабрики или завода, почему-то с птичьей головой.
Нищета - ну с ней всё понятно. Худая, оборванная, с посохом в руке, просящая подаяние.
Война - рыцарь в доспехах, в противогазе, почему-то с крыльями, похожими на лезвия. В руках бомба с головой Микки Мауса. Страшная фигура.
Тринадцатая скульптура - "Для беспамятных" - это позорный столб с отверстиями для головы и рук, видимо, для тех, кто забудет уроки истории.
Фигуры все очень аллегоричные, повторю, что не все из изображённых понятий являются пороками, к примеру, война, нищета, пропаганда насилия и эксплуатация детского труда - это не пороки, а социальные явления.
В целом композиция производит довольно тягостное впечатление, становится страшно за детей, таких маленьких и беззащитных в кругу страшных окружающих их фигур.