Привет! Я Алексей Добрусин — маркетолог, инвестор, бизнес-трекер. За 12 лет запустил и поставил на рельсы три бизнеса: системный интегратор Gedocorp, технологичную клининговую компанию Clean.Si и нейромаркетинговую лабораторию Smartslab. На ваших глазах развиваю IT-стартап — платформу персонализированного гостевого сервиса для отелей Druffle.
На моей странице вы найдёте обширные статьи о том, как современному предпринимателю выстроить маркетинг в своей компании и не быть обманутым некомпетентными специалистами.
В любой компании рано или поздно руководство задумывается о создании отдела маркетинга и размышляет: может отдать на аутсорс фрилансеру с отзывами получше? Или пойти в агентство? Или собирать штат?
Это ситуативно, зависит от задач и возможностей. Я хочу сконцентрировать ваше внимание на том, что ТОЧНО надо оставлять внутри компании.
Разработка стратегии
Никогда, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах не отдавайте на аутсорс общую стратегию компании и её маркетинговую стратегию. Ими может заниматься только собственник компании в малом бизнесе, либо его доверенное лицо, партнёр или глубоко погружённый в бизнес и мотивированный маркетолог. В среднем бизнесе маркетинговой стратегией занимается исключительно штатный маркетолог или отдел. И только в крупном бизнесе стратегией может заниматься команда на аутсорсе, хотя получается эффективно реализовать её далеко не всегда.
Никакие компетентные и опытные специалисты извне не напишут вам жизнеспособную стратегию. Не хватит данных, понимания тонкостей ниши и бизнеса. Ещё важны ваши личные мотивы, ресурсы (как финансовые, так и нематериальные), состояние и ценности.
Что делать в таком случае предпринимателю, который не разбирается в маркетинге?
— разобраться, хотя бы понять основы стратегического планирования.
— написать черновую стратегию 5 раз. Не шучу, просто получите опыт, перепишите, оцените, перепишите снова.
— возьмите консалтинг более опытного предпринимателя с нужной компетенцией.
Основной маркетинговый процесс
Что значит «основной»? Это когда маркетинг — основа вашего бизнеса.
Допустим, у вас интернет-магазин. IT и маркетинг — это то, на чём строится ваше дело, благодаря им магазин существует, работает, в него могут заходить люди. По большому счёту, для работы вам больше ничего не нужно. Можете функционировать без склада, покупая товар напрямую у поставщика, и даже не иметь офиса. Сотрудники, которые ведут ваши основные бизнес-процессы, должны быть в штате. Аутсорсеры работают по своим процессам, а не по вашим — это несистемный подход.
Другое дело, когда маркетинг — это только продажи. Например, у вас есть производственная линия, и вы производите некие товары. Ваш основной процесс — это создание такой единицы, бизнес зависит от оборудования и того, как с ним работают.
Это не значит, что маркетинг не важен. Просто вы от него не зависите на 100% — отдавайте на аутсорс и смотрите на результаты. Это будет работать при контроле KPI и внедрении отчётов.
Контроль
Рынок полон некомпетентных специалистов, эффект бурной деятельности легко подделать. Если агентство или аутсорсер предлагает контролировать ваш отдел маркетинга — не соглашайтесь. Контролирующая функция может быть только у вас или в штате. Вы не представляете, насколько быстро «уплывает» отдел маркетинга, как стремительно он теряет бюджеты, расходует ресурсы при отсутствии должного уровня контроля.
Выстройте систему контроля сами, затем регламентированную передайте доверенному лицу и регулярно проверяйте.
Кстати, насчёт проверок
Хоть контроль и нельзя делегировать, полезно проводить со стороны внешний аудит отдела маркетинга. Такой аудит — роскошный мотиватор. Например, если вы работаете с агентством, можете раз в 2-3 месяца показывать их результаты другому агентству и получать мнение третьей стороны. Естественно, этого боится любой аутсорсер. Важно донести, что это делается не с целью задеть профессиональное достоинство команды, а чтобы получить оценку другого серьёзного игрока на рынке.
Аналогично и с внутренним отделом маркетинга: раз в полгода требуется аудит от внештатного специалиста. Процессы, их построение, KPI’s, сотрудники, их компетенции. Но на самом деле готовность отдела маркетинга показать свою работу любому адекватному внешнему эксперту, отстоять её, обосновать, аргументировать и получить потом высокую или хотя бы удовлетворительную оценку — это важно.
Поделитесь своим опытом, терпели ли вы убытки из-за передачи этих функций на аутсорс? Что бы вы, по своему опыту, добавили в мой список?