Одаренность можно квалифицировать по-разному. Например, по виду деятельности (в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность).
Но также можно квалифицировать одаренность по критерию «степени сформированности одаренности», и выделить актуальную и потенциальную одаренность.
Начать стоит с определений каждой одаренности, а после – определить разницу между ними.
Актуальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. Актуальная одаренность – это сложившаяся одаренность.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, у которого есть лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но он не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Потенциальная одаренность – это скрытая одаренность.
Т.е. разница между актуальной и потенциальной состоит в том, что актуальная одаренность уже достигнута, тогда как потенциальная говорит о том, что ее можно привести к актуальной одаренности. Но для достижения актуальной одаренности стоит создавать определенные условия, такие, которые будут мотивировать ребенка на развитие способностей. Дети с потенциальной одаренностью имеют потребность в саморазвитии, потому важно создавать условия, чтобы эта потребность не пропадала. Примером таких условий могут быть: создание творческой среды, вариативность образовательного процесса, создание программы поддержки.