5,3K подписчиков

Делон, каким его не знали советские зрители, или мастер-класс великого актера. "Крупный калибр" (Tony Arzenta, Big Guns, No Way Out, 1973).

4,4K прочитали
"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили. При этом любопытно отметить, что в советском прокате было не так много фильмов с его участием, а некоторые ипостаси его карьеры советскому зрителю и вовсе были незнакомы. На языке тогдашних служебных характеристик, мы знали его "исключительно с положительной стороны". Юноша на грани святости в "Рокко и его братьях", романтичный Маню в "Искателях приключений", обаятельный борец за справедливость в "Черном тюльпане" и "Зорро", одиночка, бросающий вызов преступным синдикатам, в "Смерти негодяя" и "Троих надо убрать". И, конечно, сенсационное появление в советском блокбастере "Тегеран-43".

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-2

Между тем мировому зрителю Делон был известен в том числе и по ролям расчетливого убийцы ("На ярком солнце"), убийцы случайного ("Бассейн") или гангстера ("Сицилийский клан", "Борсалино").

Легендарной стала роль наемного убийцы Джеффа Костелло в "Самурае" (1967) Жана-Пьера Мельвиля. Этот экзистенциальный триллер входит чуть ли не во все топы криминального жанра, а Делона после выхода фильма стали называть "ангелом смерти". Режиссеры заметили дуалистичность актерского дара Делона: он мог быть безумно обаятельным - и до мурашек пронзить стальным взглядом холодных глаз.

Понятно, что подобные фильмы в СССР не показывали. Советский прокат свято блюл моральные устои. Гангстеры и убийцы не могли быть героями - разве что готовые перевоспитаться. Исключения делались только для типажа благородного разбойника - Робин Гуда любой эпохи.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-3

"Большой калибр" - из числа фильмов, где Делон играет киллера. Правда, в отличие от "Самурая", здесь Делон не "ангел смерти", а обычный профессионал, человек из плоти и крови. Работа просто у него такая, нестандартная, нервная и вредная, можно сказать.

Тони Арзенто - примерный семьянин, заботливый отец, любящий муж. Фильм начинается отличной сценой. Семья празднует день рождения сына. Делон ласково поздравляет его, нежно прощается с женой - извини, надо по делу отлучиться. После чего деловито убивает двух человек. Выстрел в сердце - труп. Еще выстрел - еще один труп. Не случайно мафия ценит Тони за хладнокровие и результативность.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-4

Завязка сюжета покажется знакомой до боли. Тони сообщает боссу, что достаточно сделал для организации и хочет уйти на покой, посвятить себя семье. Мы знаем, чем обернется такое заявление ценного кадра. Только все пойдет не по плану - в заминированную машину Тони по роковому стечению обстоятельств сядут жена и сын... Мафия в шоке, в начале 70-х еще действует старое правило - не трогать семью. Тем не менее дело надо довести до конца. С Тони снова пытаются расправиться, но опытный убийца сам начинает охоту на охотников.

За последние десятилетия мы изрядно подустали от подобных поворотов. Полвека назад такая история еще не успела стать заезженным клише. К тому же затем следует крепко скроенный динамичный сюжет, не опускающийся до откровенной глупости характерной для многих сегодняшних боевиков. На мой взгляд, фильм действительно интересно смотреть, поэтому не буду углубляться в детали.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-5

Лента поставлена весьма добротно и вполне способна впечатлить даже сейчас, без скидки на 50-летний возраст. Представлен весь ассортимент гангстерского боевика - пара отлично снятых автомобильных погонь, перестрелки, убийства. Не ждите атрибутов современного кино - герои не нарушают законов физики, не перелетают на автомобиле из одного небоскреба в другой, не падают с 10-го этажа и, отряхнувшись, не бегут себе дальше. Все снято вживую, реалистично и убедительно.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-6

"Большой калибр" снимался в те же годы, что и "Крестный отец", когда радикально менялись рамки дозволенного в изображении насилия на экране. "Калибр" однозначно в тренде с "Отцом". Взорванная семья и горящие тела (по счастью, на общем плане), перерезанное горло, пуля промеж глаз, всаженный в спину нож - это не диетическое насилие предыдущей кино-эпохи.

Особо чувствительных зрителей должен предупредить, что в фильме присутствуют две сцены жестокого избиения женщин. Гораздо более брутальных, чем эпизод с побоями Конни в "Крестном отце".

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-7

Интересно (тут тоже напрашиваются аналогии с "Крестным отцом") показана мафия. С одной стороны, приверженность традициям. Сицилийские корни, кровные узы, уважение к семье. Пышные похороны убитого дона. Благочестивая свадьба. Слово чести. Посредничество доверенного священника. Гарантия безопасности от семьи.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-8

С другой стороны, современная мафия выглядит как бизнес-корпорация. Респектабельные executives в дорогих костюмах, переговорные комнаты в бизнес центрах, сходки руководителей больше похожие на совет директоров международной компании.

Интересно развита тема конфликта старого и нового. Сможет ли приверженность вроде бы нерушимым законам мафии противостоять соображениям целесообразности? Верность слову - или результат?

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-9

"Калибр" поставил крепкий профессионал Дуччио Тессари. Типичный коммерческий режиссер того времени, он снимал спагетти-вестерны, детективы, боевики - в общем, все что пользовалось спросом у публики.

Тессари снял "Калибр" не без определенного визуального пижонства. Многие кадры и эпизоды впечатляют формальной изысканностью.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-10

Тессари мастерски играет светом и цветом. Будете смотреть "Калибр", рекомендую обратить внимание на сцену убийства одного из мафиозных боссов в поезде во время проезда через туннель. Уверяю вас, сцена смотрится эффектно по сей день, невзирая на солидный возраст фильма.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-11

Подобно Копполе, Тессари не чурается эстетизации насилия, визуально изобретательного изображения убийства. Отмечу впечатляющую сцену казни очередного мафиози. Прошедшая навылет пуля разбивает вдребезги стоящий за спиной убитого аквариум - очень броский кадр.

Стоит отметить, что если "Калибр", естественно, на советские экраны не попал, то другая коллаборация Тессари и Делона пользовалась в СССР огромным успехом, и, уверен, зрители моего поколения до сих пор любят этот прекрасный фильм. Речь, конечно, о легендарном "Зорро" (1975).

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-12

Время поговорить об игре Делона - тут есть что сказать. "Крупный калибр" - не шедевр мирового кино, просто очень добротный боевик. В принципе, Делон мог сыграть в этой коммерческой ленте на голом профессионализме, достаточно было "дать Делона" - и дело в шляпе. Но посмотрите на его филигранную, лаконично-сдержанную игру.

В самом начале фильма есть гениально сыгранный момент. Тони убивает "цель", и тут в комнату входит случайный человек. Тони пожимает плечами и смотрит чуть ли не извиняющимся взглядом: Мол, прости, брат. Ничего личного. Работа такая. Кадр длится секунду-другую, но за этот миг до выстрела мы понимаем всю гамму эмоций, для выражения которых другому актеру понадобился бы десяток слов.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-13

Или возьмите эпизод гибели семьи. Иной актер пустил бы слезу или завопил зверским воем. Лицо Делона просто каменеет, и весь ужас от произошедшего - в его взгляде.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-14

Посмотрите на Делона перед выстрелом во врага. Никаких речей, обвинений, эмоциональных всплесков типа "Вот тебе за мою семью". Приговор читается в ледяном взгляде, который обещает, что на пощаду рассчитывать не стоит.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-15

Дело сделано. Еще один из тех, кто принял роковое для Тони решение, мертв. На лице Тони ни торжества, ни удовлетворения от возмездия - он сделал то, что должен был сделать. Но уже ничего не изменить, расплата не вернет погибшую семью.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-16

А вот еще один крупный план. Нетрудно догадаться, даже не видя контекста, что любящий отец смотрит на любимого сына.

"Большой калибр" - реальный мастер-класс от великого актера. Особенно ценный потому, что Делон демонстрирует: большой актер может великолепно сыграть даже в коммерческом фильме, не претендующем на принадлежность к высокому искусству.

"Ален Делон не пьет одеколон" - кто не знает легендарную советскую песню о легендарном французском актере? Редко кого любили в СССР как Делона, многие его чуть ли не боготворили.-17

"Большой калибр" - тот случай, когда я даю однозначные рекомендации. Любите французское или итальянское криминальное кино 60-70-х - смотреть обязательно. Ален Делон - ваш кумир, смотреть однозначно.