В Европе похоже сильно заинтересованы в том, чтобы Россия нашла покупателей на свою нефть в других странах и сложности по логистике создавать не получается, ведь международные воды ЕС не принадлежат, соответственно ограничивать право судоходства они не в силах. Компаний-транспортировщиков нефтяной продукции довольно много и не все они работают под контролем Евросоюза.
Самое интересное, что длительные контракты по нефти из России, в которых была оговорена низкая стоимость - больше не действуют и это служит свидетельством того, что европейские нефтеперерабатывающие заводы окрепли и могут себе позволить покупать сырьё дороже. Для России тоже выгодно отдавать нефть не за бесценок, а по биржевым ценам, поэтому все воде бы довольны.
Сокращение закупок происходит в больших объёмах, если в начале года из России в Европу по морю в среднем доставлялось 1,6 млн. баррелей в сутки, то сегодня этот показатель стремится к уровню 700 тыс. баррелей в сутки. Речь идёт о морском транспорте, по трубам российская нефть пока поступает в прежних объёмах.
Да вот только если Вы спросите любого директора или группу учредителей европейских НПЗ, то они с горечью поведают о том, что их доходы заметно просели, а завышать цены сильно не получается, европейские автомобилисты итак не могут себе позволить лишний литр бензина.
Но не только владельцы нефтеперерабатывающих заводов не могут получить высокую маржинальную прибыль, сельскохозяйственники тоже чувствуют себя не совсем радостно, стоимость топлива забирает большую часть дохода. Субсидии и компенсация не дают ожидаемого эффекта, поэтому приходится добытую внутри ЕС нефть не продавать за рубеж, а перерабатывать на своих же заводах.
Естественно такая логистика не позволяет европейским нефтедобытчикам сохранять доходы на прежнем уровне, им предписано перенаправлять добытые объёмы на европейские НПЗ, а про их прежних контрагентов позаботится Россия и отвезёт им нефть по биржевым ценам. Получается доходы здесь из европейского кармана перетекают в российский и это радует.
Внутри ЕС не много нефти, а стоимость морского фрахта растёт непомерными темпами, соответственно впереди очередная волна подорожания, которая коснётся всех без исключения европейских экономических сегментов, которые используют топливо в своей работе. Различными инструментами там не смогут долго сдерживать рост, т.к. средств для этого требуется всё больше.
Некоторые европейские республики не только не хотят оплачивать морской фрахт из бюджета, а даже наоборот увеличили закупки нефти из России, например Италия в 2 раза до 338 тыс. баррелей в сутки, а Болгария в 4 раза до 146 тыс. баррелей в сутки (подробнее: статья "ТАСС"). Их нефтеперерабатывающие линии как раз не в убытке.
Стоит учесть, что европейский бюджет не резиновый и вечно субсидировать стоимость топлива не в состоянии, чем дольше морской транспорт следует до пункта назначения из США, Африки и Ближнего Востока, тем дороже топливо обходится казне в конечном итоге. Если убрать гос.субсидию, то цена может взлететь ввысь очень стремительно.
Хотя с другой стороны Европе больше не нужно тратить деньги на развитие промышленности, которая стагнирует, поэтому почему бы их не направить на сдерживание цен на топливо, газ и электричество? Говорить про экономическое развитие в таких условиях не приходится, может это как раз то, чего хотели достигнуть внешние управляющие?
Как Вы думаете, долго ли ЕС сможет удерживать цены на топливо за счёт гос.субсидий?