STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) образование — это модель, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему. В ее основе интегративный подход: точные предметы и предметы естественнонаучного цикла преподают не по отдельности, а в связи друг с другом для решения реальных технологических задач. Такой подход учит рассматривать задачу в комплексе, а не в разрезе одной области науки или технологии, его актуальность очевидна и не требует особых обоснований. Чем раньше внедряется такой подход в образовательный процесс, тем эффективнее и полезнее он будет для детей. Как развить STEM обучение в детском саду? Что для этого нужно? Какие занятия надо ввести в образовательную программу? А как быть с педагогами? Их тоже надо переучивать?
На эти и другие вопросы ответил руководитель программы дошкольного образования Гимназии Сколково Сожида Басирова, руководствуясь собственным практическим опытом.
В конце прошлого учебного года было анонсировано введение STEM в дошкольном отделении гимназии. Что и как получилось реализовать?
За лето мы разработали программу занятий для старшей и подготовительной групп из четырех модулей, в рамках которых будут проходить занятия с использованием разных цифровых инструментов. В первом модуле появились занятия с программируемым мини-роботом Ozobot для игр и обучения, который ходит по нарисованным линиям, и занятия с использованием интерактивного образовательного устройства «Magium», которое делает любую поверхность живой.
Эти занятия очень нравятся детям. В их основе — наш главный принцип: самостоятельное решение задачи посредством наводящих вопросов через создание «проблемной ситуации».
Какие навыки развивают дети на этих занятиях?
На уроках с Ozobot маленькие студенты осваивают элементарное программирование, работая с готовым роботом. Эти занятия гармонично встроились в нашу образовательную программу: развитие полезных и актуальных навыков через игру. Например, дети изучают счет до десяти. На STEM-занятиях с Ozobot полученные знания закрепляются на практике. И, конечно, работая с роботами, дети учатся работать по элементарным алгоритмам: ведь робот не человек и может действовать только по четко заданным правилам.
На 5–6 лет приходится пик двигательной активности дошкольников. Эту энергию мы эффективно преобразовываем на занятиях с интерактивным полом: дети прыгают, ползают и передвигаются, но с образовательной пользой.
Интерактивный пол, Ozobot, какие еще инструменты планируете использовать на занятиях?
Следующие три модуля будем заниматься Lego-конструированием на базе наборов конструктора Lego, продолжая осваивать навыки программирования. Затем перейдем к работе с наборами Robotics, а завершим год, уже работая с наборами со схемами, на этом этапе начнется освоение элементарных навыков инженерии. На занятиях ребята будут собирать простую схему, чтобы, например, можно было принять радиосигнал.
Программу всех модулей вы составляете сами. Почему?
Есть утвержденная Российской академией образования программа STEM-образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, но с некоторыми её пунктами мы не согласны. В нее включены опыты с живой и неживой природой, математика — все эти занятия есть в нашей основной образовательной программе. Поэтому мы взяли ее за основу, дорабатываем и углубляем под наши образовательные задачи. Например, мы начали первый модуль с работы с Ozobot не случайно: детский восторг от работы c мини-роботом надо видеть, вовлеченность кратно увеличивается, потому что сразу виден результат работы — создание «ситуации успеха» идет на пользу всему образовательному процессу.
Есть ребята с низкой мотивацией к обучению. Например, кому-то не нравится математика или английский язык. А к STEM-занятиям равнодушных нет: в процесс включены все и, более того, все сами себя контролируют и еще готовы дать совет соседу, если, например, в маршрутном листе Ozobot видят ошибки. На этом фоне успеваемость детей выросла в разы. На STEM-занятиях мы решаем очень много основных образовательных задач: знание цвета, геометрических форм, развитие мелкой моторики, ориентирование в пространстве и, важный момент, развитие волевых качеств, которых зачастую дошкольникам не хватает.
Как адаптировались педагоги к новым занятиям и инструментам?
Первоначально мы столкнулись со сложностями: новые навыки надо приобретать всем. В течение этого учебного года мы создаем методическое пособие — календарно-тематический план с конспектами занятий и маршрутным листом, воспитатели помогают в процессе, включаются в занятие и постепенно осваивают новый для них материал.
Как реализовывается преемственность образования от детского сада к начальной школе?
Продолжение программы этих занятий есть в программе внеурочной деятельности — курсах по выбору — в основной программе начальной школы. В первых классах ребята уже приступают к конструированию роботов и развиваются в этом направлении и дальше. Например, выходят на уровень олимпиад и конкурсов.
Подводя итог разговора: каких образовательных целей вы собираетесь достичь?
Прежде всего, новые компетенции: программирование, робототехника, элементарное Lego-конструирование, работа с механизмами — инженерные навыки. Самый сензитивный возраст — дошкольный. Чем раньше начнем, тем лучше будут результаты в школе. Кроме того, мы в некотором смысле разрушаем гендерные стереотипы. Традиционно считается, что инженерные навыки — это поле для развития мальчиков. Такая установка устарела. И мы это видим на примере наших юных студентов и студенток. Главная задача — создать условия для развития таких навыков для всех ребят.
В наших планах включить в такие занятия и младшие группы. Они начнут работу с наборами по Lego-конструированию в тематике исследований, подходящих для своего возраста.
Глобально мы стремимся развить и поддержать в детях естественную тягу к познанию, включив в образовательный процесс те занятия, которые им по-настоящему интересны. И считаем такой подход главным ключом к успеху.