В последнее время все чаще у детей нарушается произношение не только свистящих, шипящих и сонорных звуков, но и звуков раннего онтогенеза: заднеязычных (г, к, х и их мягких пар), переднеязычных (н, т, д и их мягких пар), губных и губно-зубных звуков (м, п, б, в, ф и их мягких пар). Также встречаются нарушения произношения гласных звуков.
Звуками раннего онтогенеза считаются звуки, появляющиеся одними из первых в речи ребенка. В данной статье я хочу поделиться способами постановки гласных звуков, которые применяю в своей практике.
Вначале давайте рассмотрим артикуляцию гласных в норме. Сразу хочу сказать про речевой выдох, при котором воздух должен свободно выходить изо рта, не попадая в нос.
Звук А. Рот открыт, углы губ в естественном положении, язык широкий, плоский лежит на дне рта, кончик языка - у нижних резцов.
Звук О. Рот приоткрыт, губы в форме "кружка", не напряжены. Язык незначительно отведен назад, при этом задняя часть его спинки поднимается к мягкому небу.
Звук У. Рот приоткрыт, губы вытянуты в "трубочку". Язык сильно оттянут назад, вглубь ротовой полости.
Звук Э. Рот открыт, уголки губ оттянуты в сторону. Кончик языка у нижних резцов, спинка приподнята.
Звук И. Уголки губ оттянуты в стороны, видны верхние резцы. Язык смещается вперед, спинка языка приподнята.
Звук Ы. Рот приоткрыт, губы оттянуты в стороны, между верхними и нижними резцами есть небольшое расстояние. Язык оттянут назад, в задней части приподнят.
Какие могут быть варианты неправильного произношения гласных звуков.
1. "Носовое произношение". Воздух при выдохе уходит в нос. Это происходит вследствие того, что носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым.
2. Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Из-за этого округление губ при выговаривании звуков О и У становится меньше.
3. Суженная артикуляция. Механизм действия противоположен расширенной артикуляции.
4. Передняя артикуляция. Характерна для звуков О, У. Происходит из-за того, что кончик языка находится близко от нижних резцов, спинка стоит комком.
5. Повышение голоса. Грубый дефект произношения У, И.
6. Произношение гласных по звучанию близко к Ы.
Характерно для А, О, Э, И.
7. "Смягченное" произношение. Звуки звучат , как йотированные гласные после согласных: ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛЕ. Например, вместо "сижу" - "сльжу", "бегу" - "бльгу". Мягкость возникает из-за подъема к небу спинки языка.
8. Замена Ы на И, И на Ы. Такие замены редко бывают полные. Чаще встречается более или менее выраженное смягчение звука Ы, либо звук И "смещается" в сторону Ы.
9. При произнесении звука Э язык выглядывает изо рта и ложится на нижнюю губу.
10. При произнесении звука Ы нижняя челюсть выдвигается сильнее, чем это необходимо.
Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.
Первая из них предусматривает:
- Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
- Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
- Изменять громкость звука при его выговаривании.
- Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
- Различение гласных в слогах.
К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:
- Проговаривать звук изолированно.
- Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
- Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
- Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными,
т.е. изменять позицию звука. - Различать гласные в слогах и словах.
Способы постановки гласных звуков.
1. Постановка звуков по показу артикуляции. Беззвучно покажите ребенку, как произнести звук. Пусть ребенок за вами повторит артикуляцию. Затем подключите голос - произнесите звук вслух. Поднесите ладошку ко рту. Звук нужно "выдувать" на ладонь. Звук будет ощущаться на ладошке либо "маленьким кружком" (звук У), либо "большим кружком" (звуки А, Э, О). Попросите ребенка сделать звук как можно горячей.
2. Постановка звуков от "шепотного" произношения. Вначале произнесите гласный звук шепотом, "выдувая" его теплым воздухом ребенку на ладошку. Ребенок повторяет за вами. Затем добавьте голос. Сначала едва слышно, затем, с каждым разом, все громче. Скажите ребенку, что ваш звук на его ладони стал теплее. Ребенок также добавляет голос, ощущая, что звук на его ладони теплеет.
Игра "Греем ладошки". Ребенок округляет губы, ровно выдыхает теплый воздух на свои руки, как делал бы в холодную погоду, произнося: а-а-а-а.
3. По подражанию.
Звук А обычно ставится по подражанию, в игре. Например, ребенку даем куклу и просим покачать ее: а-а-а. Или показываем, как плачет малыш. Игра "Индейцы". Изображаем индейцев, громко и протяжно произносим звук а-а-а, хлопая ладошкой по губам.
Звук О. Игра «Больной». Ребенок делает глубокий вдох через нос. Округлив губы и открыв рот, выдыхает, при этом тихо произносит: о-о-о.
Игра "Бублик". Губки округляются, бублик получается.
Покатился далеко: о-о-о!
Игра "Бабушка удивилась". Просим ребенка показать, как удивилась бабушка? "О-о-о! Побежало молоко, убежало далеко: о-о-о!"
Звук У. Игра "Волки". Просим ребенка показать, как воют волки: "у-у-у-у!".
Игра "Паровозик". Ребенку даем паровозик: "Паровозик Ту-Ту, погудит нам у-у-у".
Игра "Дудочка". Играем на дудочке: у-у-у.
Звук Ы. Игра "Медведь". Просим ребенка показать, как ревет медведь: ы-ы!
Звук И. Игра "Обезьянка". Изображаем обезьянок: и-и-и!
Игра "Лошадка". Кричим как лошадка: и-и-и!
Звук Э. Игра "Бабушка вздыхает". Делаем вдох, при выдохе улыбаемся, язык за нижними зубами и произносим звук Э.
Игра "Зевота". "Только, только мы проснулись, сладко, сладко потянулись:
э-э-э"
4. Механический способ.
Звук О можно легко поставить, отталкиваясь от А. Просим ребенка произнести звук А, а сами тем временем начинаем сближать губы ребенка, придавая им округлую форму.
При постановке звука У совершаем похожие действия. Только теперь губы ребенка сближаем еще сильнее.
При постановке Ы можно отталкиваться от артикулирования звука И. Просим ребенка произнести И, в это время шпателем надавливаем на переднюю часть языка и чуть-чуть отодвигаем его вглубь рта.
Постановка звука Ы от звука М. Ребенок тянет М. Разводим углы его губ в стороны. Губы разомкнуться, послышится Ы. Скажем малышу, что после М идет другой звук, и попросим сразу произнести его без М.
Аналогичным способом ставим звук И от опорного Мь.
Если у ребенка наблюдается переднее артикулирование звуков, механически это устраняем следующим образом: шпателем прижимаем переднюю часть языка и отодвигаем ее назад.
Чтобы закрыть проход в носовую полость и устранить назальный оттенок, шпателем слегка нажимаем на корень языка.
При вызывании звуков можно применять различные жесты, символы.
Звук А - руки разводим в стороны.
Звук О - руки сводим над головой.
Звук У - руку вытягиваем вперед.
Звук И - указательный палец поднимаем вверх.
Звук Ы - кулачки опускаем вниз.
Звук Э - ладошки вытягиваем вперед.
Залогом успеха при постановке звуков, в том числе и гласных, является достаточно развитая подвижность и переключаемость органов речевого аппарата, а также развитие речевого дыхания. В этом нам поможет выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики. Задания хорошо давать в игровой форме, чтобы они вызывали у малыша интерес и желание их повторять.
После постановки звуков начинаем их автоматизировать. На начальном этапе автоматизации практикуется изолированное и слоговое произношение гласной.
Данные игры и упражнения можно применять мамам с детьми в домашней обстановке. Главное, чтобы все занятия проходили в игровой, непринужденной обстановке.
В следующей статье мы рассмотрит способы постановки согласных звуков раннего онтогенеза. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Понравилась статья, ставим лайк, подписываемся на мой канал!
#постановка_звуков_раннего_онтогенеза #логопедекатеринбург #фефекты_речи #постановка_гласных_звуков
#_logoshp_