Найти тему
МЧС Москвы

Пожарно-техническое вооружение.


Мария Ермолова, член Совета Императорского российского пожарного общества, организаторка детских учебных пожарных команд. "На мраморной террасе барского дома расположилась семья сановника, владельца дома и парка. Тут же сидит, задумчиво устремившись взглядом в даль, и эта светлая девушка - пионер-пожарный, дочь этого влиятельного сановника. И не бусы, и не мониста да игры разные перед задумчивым взглядом этого баловня судьбы мелькают, а каски добровольческие да дым пожарищ родных сел, кажется грустью да заботой глаза ее застилают" (журнал "Пожарное дело" о Марии Ермоловой. №10, 1910 г.).
Мария Ермолова, член Совета Императорского российского пожарного общества, организаторка детских учебных пожарных команд. "На мраморной террасе барского дома расположилась семья сановника, владельца дома и парка. Тут же сидит, задумчиво устремившись взглядом в даль, и эта светлая девушка - пионер-пожарный, дочь этого влиятельного сановника. И не бусы, и не мониста да игры разные перед задумчивым взглядом этого баловня судьбы мелькают, а каски добровольческие да дым пожарищ родных сел, кажется грустью да заботой глаза ее застилают" (журнал "Пожарное дело" о Марии Ермоловой. №10, 1910 г.).

Про "невиданные чудеса", наверное, говорить пока преждевременно, все-таки техника за людей не работает, и пожары тушить приходится с помощью ручных стволов, но все же научно-технический прогресс дал пожарному делу очень многое. Расскажем о пожарных паровых насосах подробнее - в нашей рубрике #ИсторияПожарнойОхраны.

В 19 веке пар сначала пришел на помощь тем, кто вручную качал воду из водоисточника, подавая ее поближе к огню. А вот передвигаться приходилось на лошадях; впрочем, еще в 17-18 вв. были попытки облегчить огнеборцам путь к пожару. Создавались подобия многоместных велосипедов и "самодвигателей" - тележек, приводившихся в движение переступанием по педалям (1). Но поскольку крутить педали приходилось самим же пожарным, можно представить себе, какими усталыми они приступали к тушению! Управление насосом тоже осуществлялось при помощи педалей, и несмотря на высокую по тем временам производительность (до 10 тысяч литров в час), все понимали, что это временная мера, хоть и очень эффективная (7).

Ручной пожарный насос на ручной пожарной тележке
Ручной пожарный насос на ручной пожарной тележке

Но тогда любые инженерные новинки удивляли и поощрялись; сначала усилия изобретателей были направлены на то, чтобы автоматизировать подачу воды. Ведь до эры технического прогресса огромный объем воды требовалось перекачивать из водоема (или передавать ведрами по цепочке) вручную! Это требовало огромных физических и временных усилий множества людей - все присутствующие, от мала до велика, вставали цепочками, передавали ведра, сменяли друг друга на ручных насосах...

Первый передвижной паровой насос был создан во Франции в 1769 году и воспринят с исключительным восторгом, несмотря на "внушительную" скорость: "целых" 5 км/ч! Правда, он не возил пожарных и почти не тушил пожары - насос на паровом ходу был создан исключительно в экспериментальных целях.

Паровая машина Джона Брейтвейта (1829 г.), о которой мы писали в предыдущем материале (2), дымила не хуже, чем сам пожар, но пользу уже приносила. Впрочем, как мы уже говорили, владельцы страховых компаний воспротивились подобному начинанию.
В 1832 году Брейтвейт создал усовершенствованный вариант своей "Новинки" (1832 г.), назвал этот насос "Комета" и продемонстрировал королю Пруссии. Но и вторая попытка, и третья - уже окончательная - не были восприняты обществом, изобретатель разочаровался в возможностях как техники, так и своих, и "опустил руки" (2).

Как ни странно, но именно владельцы страховых компаний, изменив свое мнение, стали активно привлекать к борьбе с пожарами инженеров и конструкторов. Поводом стал нью-йоркский пожар в декабре 1835 года, называемый в летописях "Великим Огнем". Мороз не позволял работать с ручными насосами - вода очень быстро "превращалась" в лед, и поэтому в общей сложности сгорело примерно 600 построек (3).

Нью-йоркский пожар в декабре 1835 года
Нью-йоркский пожар в декабре 1835 года

Пожар локализовали методом, использующимся в настоящее время при тушении нефтяных скважин и т.п. - взрывом. И банкротство страховых компаний вынудило их привлечь инженеров к проектированию более современных методов тушения.
Пожарный паровой насос, официально "принятый" на службу, сконструировал Пол Рэпси Ходж, выполняя заказ одной из страховых компаний. 27 марта 1841 года эта машина прошла испытания в Нью-Йорке и была приписана к одному из городских округов. Но увы - вес конструкции (две лошади еле-еле ее тащили) и... пожароопасность (машина искрила, поджигая предметы вокруг себя!) вскоре вынудили огнеборцев отказаться от новомодной техники (4). Да и бунтовать компании снова начали, только уже не страховые, а производители ручных насосов!

Российская Империя обзавелась паровой пожарной машиной (то есть насосом - их называли именно так, и перевозили на конном ходу) в 1863 году. Произведенный в Англии на фабрике "Шанд-Мейсон" насос позволял подавать воду на расстояние более чем 40 м, и это стало огромным подспорьем на крупных пожарах. Но все снова упиралось в необходимость перевозить насос при помощи лошадиной силы.

Паровая машина "Шанд-Мейсон". Фото 1880-х гг.
Паровая машина "Шанд-Мейсон". Фото 1880-х гг.

Впрочем, еще в 1858 году фирма "Ковель-Йорск" выпустила пожарный автомобиль - самоходный, то есть именно "автомобиль" в современном понимании этого слова. Работал он примерно так, как сейчас представляют себе любители творческого направления "стимпанк": похожий на паровоз автомобиль требовал двух водителей-пожарных для обслуживания. Производительность, конечно, была выше, чем у ручных насосов, но конный обоз легко обгонял тяжелую конструкцию, пыхтящую со скоростью... а все той же, как и в конце 18 века - 5 км/ч... "Нам нужна сила, перевозящая примерно 3 тонны на экипаж, быстрота передвижения и немедленное действие насоса на месте; ни один из автомобилей не отвечает подобным условиям". И, как отмечали специалисты, прибытие такой техники через 15 - 20 минут после развития пожара оказывалось бесполезным - команда приезжала на пепелище" (5).

Американский пожарный паровой насос. На конном ходу.
Американский пожарный паровой насос. На конном ходу.

Гораздо более эффективной оказалась разработка Александра Ильича Шпаковского, полковника Перновского гренадерского полка, а затем - преподавателя физики в военном училище. "В 1867 году Шпаковский построил новую паровую пожарную машину, для которой он применил пульверизационную топку. Машина отличалась чрезвычайной лёгкостью, простотой устройства и быстротой изготовления паров <...> В том же 1867 году Шпаковский представил Вольному Экономическому обществу паровую пожарную лодку с изобретённым им паровым котлом с пульверизацией. 26 сентября того же года он производил весьма удачные опыты на Неве с этой лодкой" (6). Именно Шпаковский изобрел форсунку - устройство, распыляющее топливо, что обеспечивает быстрое сгорание. Прежде насосы приходилось "растапливать" минимум 15 минут (доходило и до получаса, а ведь огонь не ждал!); используя изобретение Александра Ильича, пожарные могли уже в дороге начать готовить насос к работе.

Александр Шпаковский
Александр Шпаковский

В 1868 г. благодаря насосам Шпаковского был ликвидирован крупный пожар (который тушили трое суток!), спасено множество материальных ценностей (5), "а плата за истраченный скипидар не превысила 400 руб" (8). Когда же инженер заменил скипидар на еще более дешевый керосин, заказы на паровую машину стали поступать весьма активно.
К сожалению, из-за бюрократических проволочек реализовать свои проекты, которые, несомненно, принесли бы огромную пользу, изобретатель не смог, но его идеи получили развитие за рубежом.

Паровая пожарная машина (насос) на конном ходу на улицах Российской Империи.
Паровая пожарная машина (насос) на конном ходу на улицах Российской Империи.

1882 год стал знаковым для развития пожарной техники - именно тогда в Москве впервые продемонстрировали работу парового насоса, выпущенного фирмой знаменитого Густава Листа. Конец 19 и начало 20 века ознаменовались триумфом этого изобретателя, производившего очень качественную продукцию. Пожарные насосы Листа приобретались не только для городских пожарных частей, но и для оснащения "объектовых подразделений" (говоря современным языком). Например, именно оборудование Листа поступило на вооружение пожарной команды Военного ведомства (С.-Петербург). Но об этой уникальной фирме мы расскажем в следующей публикации в нашей рубрике "История пожарного дела".

Паровой насос на тушении пожара в Москве. Тверская ул. 1910-е гг.
Паровой насос на тушении пожара в Москве. Тверская ул. 1910-е гг.

#МЧС #МЧСМосквы #История #ИсторияРоссии #ПожарнаяОхрана #Пожарные

Источники:
1)
https://www.rubin01.ru/info/articles/chetvertaya-stikhiya/tekhnika-dlya-borby-s-ognem/
2)
https://fireman.club/statyi-polzovateley/pervyie-parovyie-pozharnyie-mashinyi/
3)
https://propb.ru/calendar/27-marta-1841-goda-byla-oprobovana-pervaya-parovaya-pozharnaya-mashina/
4)
https://вдпо.рф/calendar/1841-3-27_oprobovana-pervaya-parovaya-pozharnaya-mashina
5)
https://www.rubin01.ru/info/articles/chetvertaya-stikhiya/tekhnika-dlya-borby-s-ognem/
6)
https://вдпо.рф/calendar/1823-8-20_rodilsya-russkiy-polkovnik-izobretatel-pedagog-aleksandr-ilich-shpakovskiy
7)
https://studopedia.ru/17_48265_sostoyanie-pozharnoy-ohrani-nakanune--goda.html
8)
https://coollib.com/b/401744-oleg-vladimirovich-kurihin-pervyie-otechestvennyie-pozharnyie-avtomobili/read

9) http://mpsc.ru/index.php?newsid=799