На днях у Х5 прошла конференция-междусобойчик, где были озвучены планы на 2023 год и пути их достижения. Главный план-капкан состоит из 7-и тезисов и должен позволить сети укрепить свое лидерство еще сильнее.
Каким образом компания собирается это делать:
1. Сеть «Чижик»
Агрессивное развитие сети жёстких дискаунтеров «Чижик», – Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор Х5 Group
Так и было сказано: «АГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ». Короче, все уже поняли перспективы продуктового ритейла в РФ и побежали эту сторону.
Нищемаркетов будет очень много. Процесс формирования формата, матрицы и всяких концептов внешнего вида закончен, и сейчас пойдет бешеная штамповка готового продукта.
Очень скоро «Чижики» и «Моя цена» (аналог от Магнита) будут в каждом дворе. План на 4 года предполагает открытие более 5000 Чижей.
«В целом дискаунтеры сейчас растут быстрее рынка и через 5 лет могут достичь порога в 20% рынка. 2021-ый год мы завершили с 72 магазинами. На сегодняшний день их уже более 400 штук. В конце этого года будет более 500, в конце следующего года их будет более 1500», – Илья Якубсон, управляющий директор «Чижика»
2. Больше дешевых товаров
На самом деле, естественно, прямо так никто на более-менее крупной конференции не скажет. Все общаются максимально обтекаемым корпоративным языком:
Сохранение высоких темпов роста «Пятёрочки» со смещением ассортимента в сторону товаров низкого ценового сегмента.
Фактически это признание, что даже средний ценовой сегмент российские покупатели уже не тянут. Остается продавать то, что они могут себе позволить.
Сыросодержащая масса и пивной напиток объемом 0,210 мл – это будущее наполнение полок магазинов. Только вот с таким и получится успешно работать.
3. Тянуть Перекресток
Увеличение отрыва «Перекрёстка» от конкурентов за счёт уникального ассортимента, фокуса на развитии в больших городах и улучшение сервиса
Тяжелый же формат, сами понимают. «Пятерочка» много лет год за годом обгоняла его по всем пунктам (кроме среднего чека), но компания верит, что у супермаркетов в РФ есть будущее.
Исключительно большие города, ассортимент, которого нет у конкурентов, и сервис. Звучит хорошо, конечно, но есть один нюанс. Если клиент «Пятерочки» сейчас активно уходит в нищемаркеты, то не может ли клиент «Перекрестка» переключиться на магазины у дома.
А если взять в расчет онлайн историю и совсем недавнюю гибель гиперов, то «Переки» получаются самым слабым звеном у Х5. Естественно, если будут тянуть – значит есть «какая-то тактика».
4. Всех купим
Региональное развитие, в том числе — через альянсы с местными сетями
Конечно, это можно назвать «альянсом», маленьким будет не сильно обидно. Так и представлю: локальная сеть из 35 магазинов вступила в альянс с X5 Group. Её или раздавят, или купят. А скорее всего, сначала раздавят, а потом купят по цене оборудования.
На самом деле, сейчас именно тот момент, когда на рынке происходят серьезные перемены и самое время скупать всех подряд. Когда это делать, если не в кризисы?
5. Mission complete
Развитие на Дальнем Востоке. Планируем начать там работу уже в следующем году!
Тут есть небольшая интрига. Будет ли сеть заходить сама или начнет с приобретения каких-то местных игроков. В любом случае, для Х5 на этом поход по стране завершен. Можно будет бить себя в грудь со словами, что мы есть везде.
Местным жителям повезло. Получат новые точки и усиление конкуренции за их рубль. Если локальные магазины не особо старались «в сервис» или «в цены», то будут вынуждены срочно начать это делать.
И официальные рабочие места – это всегда хорошо.
6. Директора-партнеры
Внедрение партнёрского подхода к управлению нашими магазинами
Уже давно идет пилот программы директоров-партнеров, и даже успел пообщаться с несколькими из них. Идея такая, директору магазина дают сильно больше полномочий, контроль за P&L и возможность распределять ФОТ.
Например, он сможет потратить часть денег на бонусы для всех сотрудников магазина, а может забрать весь кусок только себе. Главная премия за показатели ему идет не каждый месяц (как сейчас), а раз в год.
Одна знакомая от этой программы за 12 месяцев получила дополнительный бонус почти 2 млн рублей, а другая ничего не получила. Если точка «качает», то партнерство актуально, иначе – только проблем добавит.
В 2023 году на эти рельсы попробуют перевести максимум магазинов, так как большая часть нагрузки с плеч директора кластера перекладывается на директора магазина. Для сети это удобная схема.
7. Сервисы
Сохранение взгляда на клиента через клиентский путь. И будем развивать сервисы
Честно говоря, кажется, что фразу про развитие сервисов добавили, чтоб получилось именно 7 пунктов, а не 6. Так красивее же.
Только не надо им придумывать очередной «Пакет» и ставить на полку какие-то непрофильные товары. У Х5 есть одна точка роста, с которой они конкретно облажались. Люди уже просто ненавидят (когда-то популярные) «Выручайки».
Заставьте уже свою программу лояльности нормально работать. Чтоб баллы не списывались/не пропадали, и система их начислений наконец стала прозрачной. Базовый сервис доделайте, а потом уже будете рассказывать про «сохранение взгляда на клиента через клиентский путь» и про корабли, которые бороздят просторы вселенной.