Ну, что, друзья! Вчера мы с подругой Леной побывали на том самом спектакле "Любовь по-русски", посмотреть который мне посоветовала одна приятельница, посчитав, что он меня "хоть немного развеселит".
В аннотации к спектаклю было сказано, что это "искрометная юмористическая комедия" о двух "метеоритах", которых влечет друг к другу. (Могу что-нибудь перепутать, но для того, чтобы заманить наивного зрителя два с лишним часа терпеть этот пошлый фарс - самое то).
В принципе, я могла бы высказать свое мнение без долгих прелюдий: юмор в духе "Аншлага" и "Кривого зеркала" - не мое. И почти половина зрительного зала нашего роскошного Дома офицеров на Литейном проспекте, 20, была со мной согласна. Откуда я это узнала? Мы встретились с ней, половиной, в гардеробе во время антракта, где она, что и мы же с Леной, в спешке одевалась, чтобы успеть посмотреть что-нибудь другое и вконец не испортить этот теплый зимний вечер! (А вот тут я хотела бы сказать огромное спасибо нашему градоначальнику Александру Дмитриевичу за ту снежную кашу под ногами и стихийные грязевые потоки вдоль мостовых, которые, как могли, задерживали меня на пути в театр! Но я-то не из робких! Я дошла!).
Итак, зритель, в суматохе пытающийся влезть руками в рукава в гардеробе, оправдывался друг перед другом как мог! Мол, извините, товарищи дорогие, но мозг вот-вот лопнет! Стыдно, конечно, уходить посередине спектакля, не по-питерски как-то, но нервная система дороже. Видимо, у нас, в Петербурге, градус (или вектор) юмора другой. Ну, не смешно это, когда актеры не играют, а кривляются, потому что реплики сами по себе - бред, а вынесенная главным героем на сцену якобы коробка презервативов вызывает не смех, а скорее, недоумение: для какой целевой аудитории писал этот член СП Горбань? Улыбнулся ли сам хотя бы разочек, когда вкладывал в уста героини реплику (с претензией на шуточную), что у нее "два кредита и герпес"?
Не стыдно ли было самим актерам озвучивать этот текст в здании, в котором одни только своды напоминают об имперской, православной, нравственной во всех отношениях России, которая даже Серебряный век - с его вольностями! - с трудом пережила! Взяла и - спровадила всех вольнодумцев, гениев и экспериментаторов - в эмиграцию. Сначала добровольно, затем (со сменой власти) - принудительно. Но и тогда пустословие, примитив, пошлятина были не в ходу. ("Вино и мужчины - моя атмосфера" - это, скажу я вам, высший пилотаж! Ее исполнение еще надо было заслужить. Для начала - выстрадать).
Короче, в сто тысячный раз порадовалась, что не смотрю телевизор, поэтому никого на сцене не знаю и сравнивать мне эти их роли с какими-то еще, ранее исполненными или позже, нет возможности.
Не было возможности, а точнее - эмоциональных сил! - вспоминать, сколько раз я уже смотрела (читала, слышала) постановки, в основу которых был положен бродячий сюжет о фиктивном браке, который - вдруг! - превратился в брак по любви.
Вспоминаю, как один милый дядечка из нашего СП прошептал мне доверительно, мол, ты хорошо пишешь, Надеждинская, местами даже гениально, но за тебя у меня никто о приеме в СП не просил. Вот если бы ты...
Далее шло предложение, от которого, наверное, невозможно было бы отказаться, но я подумала о Высшем суде. Поэтому сижу теперь в зрительном зале, а не стою за кулисами, в волнении, что актеры переврут текст. удивляюсь, что творится с современной русской культурой, почему зритель бежит от нее в антракте...
И бегу от нее сама! Изо всех сил!