Найти тему

Перестроечный фильм, где отец-одиночка отстоял свой завод

Производственные драмы активно снимали в семидесятые и начале восьмидесятых. Но вот с наступлением перестройки жанр утерял актуальность, хотя иногда ленты на рабочие темы всё же снимались. Одной из них стала картина «В одну единственную жизнь» (1986), рассказавшая о директоре завода, который сначала пошёл на компромисс с руководством, но потом всё же проявил принципиальность и отказался от неперспективного половинчатого решения.

Кадр из фильма «В одну единственную жизнь»
Кадр из фильма «В одну единственную жизнь»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Создали ленту на Одесской киностудии, на которой обычно выходили ленты легковесные и несерьёзные. Объяснялось это просто: Одесская киностудия была далеко от столичных, там режиссёрам позволяли эксперименты и небольшие вольности. Но

«В одну единственную жизнь» совсем не вписывается развлекательную направленность, так что его тоже можно назвать своего рода экспериментом для киностудии, но чуть иного свойства.

Сценарий написал Альберт Путинцев, а режиссёром стал Игорь Апасян. Для Апасяна картина стала третьей, первые две тоже были сделаны на Одесской киностудии (детский фильм «Незнайка с нашего двора» (1983) и мелодрама «Пока не выпал снег» (1984)). Но в жанре производственных драм Игорь Апасян пока себя не пробовал, так что с этой работой он дебютировал как режиссёр серьёзных фильмов.

Главную роль, директора завода Романа Зоренко, предложили Николаю Олялину. По непонятной для меня причине Николай Олялин в 45 лет выглядел мужчиной под 60, однако роль ему вполне покорилась и, возможно, он даже смотрелся в ней убедительнее из-за возрастных изменений.

Фото со съёмок. Николай Олялин
Фото со съёмок. Николай Олялин

По сюжету на завод, который возглавляет Зоренко, прибывает чиновник Груздев. Мужчины, сейчас занимающие такие разные должности, на самом деле отлично знакомы: они друзья детства. Проблема в том, что

заводу предстоит обновление, и проект уже есть, но он предполагает остановку производства. В министерстве считают это неприемлемым и предлагают альтернативу с постепенной модернизацией, которая, однако, может растянуться на годы.

Это и доносит до Зоренко Груздев.

Кадр из фильма. Эрнст Романов
Кадр из фильма. Эрнст Романов

Параллельно Роман решает личные проблемы. Его давний роман рассыпается, поскольку любимая женщина не хочет делить мужчину с работой, которой он беззаветно предан.

Кадр из фильма. Евгения Добровольская
Кадр из фильма. Евгения Добровольская

Да ещё не всё ладится с дочерью-студенткой, которую Зоренко воспитывает один. У девушки завязались отношения с парнем-рабочим того же завода, где директорствует Роман, но, как и все молодые люди, влюблённые время от времени ссорятся.

На фоне этих личных перипетий Зоренко нужно принять решение: пробивать любой ценой свой проект модернизации или принять навязанный министерством.

Роль Груздева получил Эрнст Романов, которому не впервой было играть чиновника. А вот роль возлюбленной Зоренко Ирины сыграла Ада Роговцева.

Фото со съёмок. Ада Роговцева и Николай Олялин
Фото со съёмок. Ада Роговцева и Николай Олялин

Любопытно, что актрисе уже приходилось бывать в образе любящей женщины, вынужденной отказаться от любви, так как мужчина на первое место ставит дело: в 1972 году подобную героиню она создала в картине «Укрощение огня». Ну а юных влюблённых, Вику Зоренко и её покладистого парня-рабочего Сеню, изобразила молодая супружеская пара Евгения Добровольская и Вячеслав Баранов (оба, к слову, принимали участие в предыдущей ленте Игоря Апасяна «Пока не выпал снег»).

Кадр из фльма. Вячеслав Баранов
Кадр из фльма. Вячеслав Баранов

Интересный факт:

в фильме есть эпизод, когда Роман застаёт дочь в рыданиях после ссоры с Сеней и решает, что она беременна (а Сеня, надо полагать, прикидывается, что не при чём). В жизни же Евгения Добровольская и Вячеслав Баранов уже совсем скоро действительно станут родителями:

спустя несколько месяцев после премьеры у них родится сын.

Фото со съёмок. Николай Олялин
Фото со съёмок. Николай Олялин

Роль завода, который возглавляет Роман Зоренко, «сыграл» один из советских металлургических гигантов — завод «Запорожсталь». Кинематографисты снимали в мартеновском, прокатном и обжимном цехах, на заднем фоне — настоящие сотрудники предприятия, с удовольствием помогавшие режиссёру и актёрам и активно консультировавшие их. А ещё, безусловно,

нужно отметить музыку, звучащую в фильме, динамичную, ритмичную и современную. Её автор — Александр Градский, и она — роскошное украшение ленты «В одну единственную жизнь»

(будем честны — средней и не слишком заметной ленты).

А вы помните, как работали в перестройку?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: