Найти тему

Советский фильм, предсказавший аварию на Чернобыльской АЭС ещё в 1978 году

Аварийная остановка реактора АЭС и повышение уровня радиации в первом контуре, которым предшествовали самовольные эксперименты главного инженера по увеличению мощности. Вой сирены и слова директора АЭС: «Кажется, мы сожгли реактор». Но это не хроника аварии на Чернобыльской станции, это начало советского фильма 1978 года, который фактически предсказал трагедию, случившуюся через восемь лет.

Кадр из фильма «Комиссия по расследованию»
Кадр из фильма «Комиссия по расследованию»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

В конце семидесятых режиссёр Владимир Бортко числился в режиссёрах начинающих. Уже вышла первая его самостоятельная картина, производственная драма «Канал» (1975), которая, правда, прошла незамеченной. Через три года Бортко начал новую работу в том же духе — фильм «Комиссия по расследованию», который рассказывал об аварии на атомной станции.

Снимать картину об атомщиках решили по указанию тогдашнего градоначальника Ленинграда Григория Романова. На киностудии «Ленфильм» довольно быстро сформировали группу, которую и возглавил Бортко. Романов поставил задачу сделать ленту как можно быстрее, чтобы без волокиты представить её генсеку Брежневу. Существует версия, что

первый секретарь Ленинградского обкома КПСС из-за чрезмерно энтузиазма (а, возможно, и банального желания выслужиться) попал в крайне неприятную переделку и с помощью фильма пытался исправить дело.

В 1973 году ввели в эксплуатацию первый блок Ленинградской АЭС. Тут же обнаружилось, что реакторы не выходят на расчётную мощность. Тогда появилась идея проверить, как поведёт себя реактор при увеличении мощности. И проводить этот эксперимент предполагалось на уже функционирующей Ленинградской АЭС. Григорий Романов согласился на опасный опыт, к делу подключился Совет министров СССР, началась подготовка к эксперименту. В этот момент выяснилось, что

по расчётам проектировщиков разгон мощности может привести к непредсказуемым последствиям, включая катастрофические.

Для Романова остановить эксперимент означало открыто признать себя некомпетентным (это даже не считая экономических потерь по подготовке опыта), и, конечно, ответственность ему нести не хотелось. Так и родилась мысль в художественной форме намекнуть руководству страны, что что-то пошло не так. Бортко, к слову, задачу выполнил: «Комиссия по расследованию» была создана всего за три месяца. Драму отослали в Москву Леониду Ильичу, и тот, намёк уловив, опыт по увеличению мощности реактора отменил.

Были спасены карьеры и, что куда важнее, жизни тысяч людей.

На главные роли молодой режиссёр сумел заполучить актёров звёздных: Олега Ефремова, Евгения Лебедева, Владимира Рецептера, Михаила Боярского, Эрнста Романова, Павла Панкова (для него фильм стал, увы, одной из поелсдних работ: в 1978 году актёр ушёл из жизни). Главные женские роли сыграли красавицы Ирина Мирошниченко (редкий случай увидеть актрису в образе брюнетки, да ещё и с причёской а-ля Мирей Матье) и Любовь Виролайнен. Ирине достался образ сильной женщины, инженера АЭС, которая с приездом столичной комиссии оказалась внутри любовного треугольника. А Любовь сыграла мягкую и скромную помощницу, инженера, без конца делающую расчёты для начальника-академика, которую нагловатый герой Михаила Боярского обозвал «логарифмической линейкой».

Обращу внимание на ещё несколько образов. Председателем комиссии стал Михаил Погоржельский, актёр статный, эффектный, с аристократической внешностью. Михаилу из-за внешности вообще часто поручали играть персонажей исторических, военных, высокопоставленных чиновников. Не раз он снимался в ролях российских самодержцев, а в исторической ленте Сергея Колосова «Свеаборг» сыграл неоднозначного российского реформатора Петра Столыпина.

В небольшой роли супруги директора АЭС появилась Марина Юрасова, первая в советском кино принцесса цирка, сыгравшая аристократку Теодору в «Мистере Иксе» (1958). Удивительно, но за 20 лет, прошедших с момента выхода «Мистера Икса», Марина, кажется, вовсе не изменилась внешне!

А интригующего персонажа-ядерщика, который весь фильм ведёт себя странно и загадочно (а ещё занимается медитацией. В семидесятые-то годы!), а в финале вдруг его слово оказывается едва ли не решающим, сыграл Владимир Особик. Его зрители впервые за долгое время увидели в кино, хотя ленинградские театралы знали Владимира прекрасно.

В 1962 году 19-летний актёр прославился, сыграв одну из центральных ролей в знаменитой мелодраме «Дикая собака Динго», а потом полность переключился на театр.

По сюжету на фоне производственной драмы развивается и драма личная. И это не менее интересная линия, разыгранная Ириной Мирошниченко (Анна Ивановна, инженер АЭС), Олегом Ефремовым (конструктор реактора и член комиссии) и Владимиром Рецептером (главный инженер АЭС, который и провёл эксперимент по разгону реактора). Первый — профессионал, преданный делу и без колебаний берущий на себя вину, когда опыт показывает, что именно он сделал ошибки в расчётах реактора, но не способный решить любовные проблемы (когда-то у него, женатого, был роман с героиней Ирины Мирошниченко, завершившийся ничем). Второй — любящий вроде бы Анну, но не имеющий силы публично признаться в промахе на работе, который, вероятно, и привёл к аварии.

Не буду раскрывать, кого выбрала в итоге Анна, какой вердикт вынесла комиссия по расследованию и на кого возложили ответственность за аварию.

Скажу одно: актёры советской школы всегда на высоте, и неважно, снимаются они в фильме-шедевре или разыгрывают производственную драму.

И вот ещё один факт. В «Комиссии по расследованию» фигурирует ядерный реактор РБМК и связанные с ним проблемы. Именно этот реактор работал на Чернобыльской АЭС и породил крупнейшую атомную катастрофу в истории мира. То ли атомщики не посмотрели картину Владимира Бортко, то ли сочли проблему раздутой, то ли решили, что киношники сами придумали сюжет и придали ему художественности. Так или иначе,

зимой 1978 года «Комиссия по расследованию» рассказала советским зрителям, к чему могут привести необоснованно смелые действия на АЭС, а в апреле 1986 года кинематографический сюжет превратился в страшную реальность.

А кто из героев «Комиссии по расследованию» показался вам самыми симпатичным?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-2

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: