Детское кино ассоциируется с лёгкостью, сказочностью, добротой, а вовсе не с психологическими драмами. Режиссёр Илья Фрэз думал иначе, поэтому снимал фильмы вроде бы детские, но адресованные во многом взрослым (взять хотя бы его ленту 1980 года «Вам и не снилось...»). Так получилось и с картиной «Путешественник с багажом», которую он выпустил в 1965 году.
Идею для фильма Илья Фрэз позаимствовал из одноимённой повести очень популярного писателя Владимира Железникова. Кстати, писатель и режиссёр сразу нашли общий язык, им комфортно работалось вместе, так что спустя несколько лет выйдет экранизация ещё одной повести Железникова «Чудак из пятого “Б”». Пока же началась работа над сценарием.
В центре истории — мальчик из алтайского села, растущий без отца. Когда-то непутёвый папаша бросил семью и отправился покорять Москву.
И вот теперь герой, оказавшись проездом в столице, хочет найти родителя.
Повесть оказалась слишком объёмной для экранизации, так что Владимира Железникова попросили урезать историю. Илья Фрэз решил, что на первом в любой ситуации будет парнишка (ведь фильм он снимал всё-таки детский), и именно юный герой, Сева, ежеминутно присутствует в кадре. Сыграл его обычный московский школьник, которого, как нередко случается, просто заметили на улице. Для Владимира Костина фильм стал единственной работой в кино, но нельзя не отметить, что мальчик действительно органичен и не теряется на фоне звёздных партнёров.
А мэтров в картине Фрэза появилось немало. Мать Севы сыграла Людмила Хитяева, а отца, того самого, который оставил жену и сына, — Владимир Земляникин. Тут надо сказать, что по сюжету отец мальчика — вовсе не образец для подражания и восхищения вызывает. Мало того, и сам Сева, увидев отца в неприглядном виде, даже не представляется и не раскрывает свой тайну. И выбор Владимира Земляникина на эту отрицательную роль был спорным, поскольку прежде актёр играл в основном персонажей положительных, высокого-моральных и героических.
Появились в ленте и другие известные исполнители: Виктор Авдюшко, Михаил Пуговкин (который, к слову, сыграл таксиста, хотя водил машину неважно), Татьяна Пельтцер, Евгений Весник. И все они умело оттенили чувства мальчика, который по-настоящему рвётся найти отца, но потом разочаровывается.
Сам Илья Фрэз был твёрдо убеждён, что от детей вообще нельзя скрывать сложности жизни. В интервью он сказал:
«Ребёнок, даже самый маленький, — это уже полноценно чувствующий человек, с тонкой психикой и обострённым отношением к окружающему. Нужно только говорить серьёзно, правдиво, уважая его внутренний мир, языком искусства. языком поэтическим».
И даже само название повести, которое потом стало и названием фильма, режиссёр увидел символизм: «Путешественник с багажом» — это герой не только и не столько с чемоданом. Это 12-летний подросток с багажом жизненных знаний, опыта, который уже умеет разбираться в людях, который честен с собой и другими. Вот такая взрослая и даже философская идея была заложена Ильёй Фрэзом в детскую ленту.
Ну и в заключение хочу, как обычно, задать вопрос. Как вы думаете, кто в этой истории обездоленная «сирота»: мальчик, растущий в селе на Алтае в окружении односельчан, но без отца, или беспутный отец, которому нет дела до сына?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:
Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):
Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):