Найти тему

«Двенадцать разгневанных …» на советской стройке

Герои драмы «Премия» (1974) провели на экране без малого полтора часа. Примерно столько же могло бы длиться реальное заседание парткома. При этом почти всё время все персонажи (а вместе с ними и зрители) находятся в одном помещении. Такой приём авторы картины позаимствовали из голливудский драмы пятидесятых «12 разгневанных мужчин» (впрочем, и сюжет в чём-то схож: в «Премии» тоже обсуждают скользкий и весьма скандальный вопрос), правда, в советском фильме состав заседающих гендерно более выдержан: десять мужчин и две дамы (и тут мы определили не в меру толерантный Голливуд на десятилетия).

Кадр из фильма «Премия»
Кадр из фильма «Премия»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Пьесу о скандале на стройке создал Александр Гельман. Он отлично знал, о чём писать: Александр и сам работал на стройке, был парторгом. Как раз поэтому

у него, тогда ещё начинающего драматурга, получились интересные, некартонные персонажи с чёткими характерами и весьма определёнными позициями.

Пьеса быстро стала популярной, её тут же поставил ленинградский БДТ (спектакль шёл под названием «Протокол одного заседания»), а потом за неё взялся и «Ленфильм». Гельман адаптировал пьесу для кино, а постановку поручили Сергею Микаэляну.

Выбор главных исполнителей для Микаэляна труда не составил, он уже заранее придумал, кому отдать роли. Режиссёр опирался на амплуа, закрепившиеся за актёрами, при этом ему хотелось, чтобы они показали не только характеры героев, но и их точки зрения. А вот

процесс пересечения и столкновения этих точек зрения и стал интригой фильма.
Фото со съёмок. Нина Ургант и Михаил Глузский
Фото со съёмок. Нина Ургант и Михаил Глузский

Роли получили актёры сплошь именитые, в титрах — исключительно знаменитости: Светлана Крючкова, Нина Ургант, Владимир Самойлов, Олег Янковский, Армен Джигарханян, Михаил Глузский, Борислав Брондуков, Александр Пашутин, Виктор Сергачёв, Леонид Дьячков.

Фото со съёмок. Александр Пашутин, Армен Джигарханян, Олег Янковский
Фото со съёмок. Александр Пашутин, Армен Джигарханян, Олег Янковский

Единственным парадоксом, которым озадачил Сергей Микаэлян коллег, а после и зрителей, стал самый главный исполнитель. По сценарию бригадир Потапов, чья бригада отказалась от премии, по их мнению, незаслуженной, был видным мужчиной, властным, уверенным в себе, 32-летним строителем. Режиссёр же взял на эту роль полного антипода — Евгения Леонова, за которым к тому же уже тянулся шлейф ролей комических. Леонов создал образ мужчины зрелого, опытного, не способного давить, но способного убеждать.

Фото со съёмок. Евгений Леонов
Фото со съёмок. Евгений Леонов

Он выглядит чуть неловким, усталым человеком, и отказ от премии для него — не публичный демарш, рассчитанный на грандиозный эффект, не первая показательная акция, а результат многолетней и не всегда результативной работы, результат длительных и порой мучительных размышлений о стройке и строительстве.

Фото со съёмок. Евгений Леонов
Фото со съёмок. Евгений Леонов

Александр Гельман и Сергей Микаэлян намерено отказались от дополнительных линий и мелодраматических ответвлений, которые, с одной стороны, могли бы сюжет разнообразить, но с другой — увели бы зрителей от основной проблемы. Хотя в фильме и присутствуют кое-какие намёки на личные и семейные обстоятельства персонажей, они всё же остаются деталями, лишь подчёркивающими, что на экране — обычные люди с обычной жизнью, а не роботы.

Авторы «Премии» изначально поставили задачу сделать фильм-дискуссию, который всерьёз захватил бы зрителей и породил у них чувство причастности к происходящему.

И у них это получилось: несмотря на отсутствие эксцентрики, трюков, погонь, спецэффектов, захватывающих сцен картина не выглядит затянутой или занудной и даже сейчас смотрится легко. В семидесятые же годы она стала даже неким прорывом и вызвала, как того и хотели создатели, споры и обсуждения. Не в последнюю очередь и благодаря небанальному повороту в финале, ведь

управляющий трестом, проголосовав за предложение бригадира отказаться от премии уже для всего треста, фактически поставил крест на собственной успешной карьере

и собственноручно отрезал себе путь к отступлению.

Фото со съёмок. Владимир Самойлов, сыгравший управляющего трестом
Фото со съёмок. Владимир Самойлов, сыгравший управляющего трестом

Вряд ли на такой поступок многие начальники любых уровней решились бы в реальности, но, возможно, сюжет заставил их задуматься.

В фильме бригадир Потапов покидает заседание, не дождавшись результатов голосования, поскольку выясняется, что часть строителей из его бригады решение изменили и премию получили. Секретарь парткома считает, что произошло это потому, что

подчинённые Потапова просто не поверили, что у него что-то получится, не поверили, что добьются справедливости, не поверили, что руководство стройки и парткомитет примет во внимание доводы простых рабочих.

И это негативное предубеждение, по мнению секретаря, и надо изменить.

Фото со съёмок. Олег Янковский в роли секретаря парткома
Фото со съёмок. Олег Янковский в роли секретаря парткома

И в связи с этим у меня два вопроса к вам. Во-первых, как вы думаете, почему всё-таки часть бригады Потапова получила премию? А во-вторых, как вам кажется, не был бы лучшим вариантом открытый финал, чтобы зрители вместе с Потаповым так и не узнали, чем завершилось голосование и какое решение принято относительно премии для всего треста?

А фильм посмотреть рекомендую. Он сейчас даже более актуален, чем в семидесятые. И, как я прочитала в одном из отзывов, если бы таких историй было в своё время больше, то, возможно, и жизнь страны пошла бы иным путём.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: