Сценарист Евгений Габрилович, режиссёр Юлий Райзман, оператор Сергей Урусевский, актёр Иван Переверзев — кто не знает эти имена? В 1955 году они создали драму, ставшую одним из самых любимых фильмов поколения пятидесятых, — «Урок жизни».
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Для Габриловича и Райзмана это был уже не первый опыт сотрудничества, ещё в 1942 году они выпустили ленту «Машенька», с одной стороны поучительныую, с другой — рассказавшую о красоте души. Такое же направление было выбрано и на этот раз:
главный герой «Урока жизни» — крупный руководитель, который за стремлением отлично выполнить работу перестаёт видеть людей, в том числе любящую жену.
Интересно, что сценарий Габриловича, который в первом варианте назывался куда более прозаично — «Жена», киноведы встретили сдержанно и даже холодно, но Райзман не побоялся взяться за экранизацию и сумел снять картину, встрепенувшись и всерьёз затронувшую зрителей.
И драматург, и режиссёр считали, что
они должны показать не только проблемы производственные, но и драмы бытовые, с которыми сталкиваются очень многие семьи и которые обычно принято замалчивать.
Главную роль, начальника Сергея Ромашко, уже взрослого, опытного, умного, интересного мужчины, получил сталинский лауреат Иван Переверзев, маститый артист, в кино начинавший ещё до войны.
Переверзев был мужчиной видным и статным, ему нередко предлагали роли героев, и буквально только что он получил очередную порцию славы за образ адмирала Ушакова, снявшись в фильмах «Адмирал Ушаков» (1953) и «Корабли штурмуют бастионы» (1953). Сергей Ромашко по сюжету тоже был человеком хватким, способным, настойчивым и трудолюбивым, но властным, слегка хамоватым и тщеславным. При этом не лишённым душевности, ответственным и обожающим семью. Переверзеву такой образ шёл и был ему хорошо понятен.
Его возлюбленную, а после и жену сыграла Валентина Калинина, дебютантка, которой посчастливилось попасть в руки Райзмана. Валентина в кино ранее не снималась, но уже несколько лет выходила на сцену МХАТа.
Юлий Райзман очень много времени уделял подготовке актрисы к съёмке, сам занимался с ней, благо Валентина была выпускницей Школы-студии МХАТ и всё схватывала быстро.
Итогом плотного сотрудничества Валентины Калининой и Юлия Райзмана стала убедительная Наташа Емельянова (Ромашко), студентка-отличница, позже — жена, которая оставила мужа в момент в момент его профессионального триумфа, но вернулась, когда он всё потерял.
Критики роль Калининой оценили очень высоко и назвали Наташу одним из самых сильных женских образов в кино середины пятидесятых. А сам Райзман говорил, что Наташа — это повзрослевшая Машенька.
В небольших ролях в «Уроке жизни» можно увидеть начинающих актёров, которые в будущем превратятся в знаменитостей: Ольгу Аросеву, Виктора Авдюшко, Евгения Весника, Георгия Куликова, а в крошечном эпизоде мелькнула совсем юная и почти неузнаваемая Алла Будницкая, у которой даже не было реплик.
Ну и, разумеется, не обошёлся фильм без демонстрации колоссальных строек, которые были почти в каждой советской ленте тех лет. Строительства в послевоенном СССР было одним из приоритетных направлений, на стройки ехала молодёжь и уже сложившиеся семьи.
Конечно, в известной мере такие кадры были своего рода агитацией и пропагандой, но нельзя не залюбоваться на грандиозность строек и не восхититься энтузиазмом людей, восстанавливающих страну. Особенно если учесть, что впервые герои встречаются в 1950 году, всего лишь через пять лет после окончания войны, и уже тогда Сергей Ромашко занимает высокий пост на масштабной стройке.
В 1955 году «Урок жизни» вышел в прокат. Со стороны критиков реакция была неоднозначная: некоторым фильм понравился благодаря продуманной драматургии, интересной операторской работе, спорному главному герою.
Другие же, напротив, сочли, что Ромашко — персонаж картонный и плоский, которому не хватает глубины, а сама история напыщенно-назидательная, в котором к тому совсем не уделили время рабочему классу. Но зрители увидели в новом фильме Райзмана в первую очередь историю семьи, историю любви, верности, понимания, историю непростого пути, который проходят люди.
Больше 25 миллионов человек пришли в кино, чтобы узнать, какой урок получил заносчивый начальник и чем закончится его запутанная личная эпопея.
Сейчас «Урок жизни» смотрится чуть наивно и театрально. Но он, кажется, точно передаёт атмосферу своего времени, когда страна была на подъёме, когда на руинах создавали новое. Мне понравилось определение, которое дали ленте в журнале «Искусство кино»:
«Первые слова, напрашивающиеся для его оценки, — мастерство, высокий профессионализм авторов. Фильм отмечен кинематографической культурой».
С этим сложно не согласиться.
А ещё я снова обратила внимание, что фильмы пятидесятых обладают какой-то особой цветовой гаммой. Какие-то тона и оттенки, по которым можно почти наверняка определить, что лента снята именно в это время. Возможно, это связано с особенностями плёнки или кинокамер. Вы не замечали такого?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: