Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до последней 24-ой главы Евангелия от Луки, а, именно, до момента, когда Петр своими глазами увидел, что тела Спасителя в гробнице нет.
Два других ученика в этот день направились в селение Эммаус. По дороге к ним присоединился Христос, но они его не узнали, т.к.
“глаза их были удержаны” [Лука 24:16].
Спаситель стал расспрашивать их о том, почему они печальны: "Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?" [Лука 24:17].
Ученики ответили, что пророк Иисус Назарянин был предан первосвященниками и начальниками на казнь, потом распят:
“что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его” [Лука 24:19-20].
Еще рассказали о своем разочаровании:
“А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло” [Лука 24:21].
Заметьте, снова речь идет только про Израиль.
Собеседники также упомянули, о женщинах, бывших у гроба, и рассказавших, о явлении ангелов, сообщивших, что Христос жив. Не забыли сказать, о некоторых сходивших проверить и убедившихся в отсутствии тела.
Неузнанный Спаситель, укорил их в неверии
“И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нём во всём Писании” [Лука 24:27].
Заметьте, Иисус сам говорит, что о нем сказано в Писании, т.е. в текстах ветхозаветной традиции.
Все трое подошли к селению. Христос сделал вид, что собирается идти дальше, но апостолы отговорили его. Все трое остановились на ночлег, а во время трапезы
“И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них” [Лука 24:30-31].
Тогда ученики вернулись в Иерусалим к 11 апостолам и рассказали о случившемся, а те поведали, что
“Господь истинно воскрес и явился Симону” [Лука 24:34].
В это время Иисус оказался среди них и сказал:
“мир вам” [Лука 24:36].
Ученики решили, что видят духа, но он обратил их внимание, что у него есть плоть и кости:
“Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня” [Лука 24:38-39].
Еще поел, подтверждая, что жив:
“Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними” [Лука 24:42-43].
Христос сказал:
“вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах” [Лука 24:44].
Уверена, что вы и сами заметили здесь акцент Иисуса на важность закона Моисеева, книг пророков и Псалтири. Он добавил:
“И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима” [Лука 24:46-47].
Вот эти стихи, пожалуй, впервые в Новом завете, однозначно заявляют, что Иисус пришел не только к евреям, и нужно проповедовать во имя его покаяние и прощение грехов у всех народов. Конечно, данная цитата входит в абсолютное противоречие со сказанным в Евангелии от Матфея:
“Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” [Матф. 15:24].
Но с другой стороны, в тексте Библии колена Израилевы тоже называются народами, так может речь о них…
В завершении Евангелия от Луки, Христос благословил учеников и вознесся на небо:
“И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь” [Лука 24:51-53].
В следующей публикации нас ждет последнее каноническое Евангелие - от Иоанна.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь