Психологическая защита – специфическая система поддержания «гомеостаза» внутреннего мира личности и сохранения ее самоуважения путем ограждения сознания от неприятных, травмирующих переживаний внутреннего беспокойства, озабоченности, беспомощности, неуверенности в себе и других возбуждений непродуктивного, демобилизующего характера, сопряженных с внешними и внутренними конфликтами.
Тревога по Фрейду
Согласно Фрейду и его последователям, наша психика представляет собой поле битвы между инстинктивными побуждениями и влечениями (Ид), ограничениями, налагаемыми реальностью на удовлетворение этих импульсов (Эго), и нормами общества (Супер-эго). Эта постоянная борьба порождает то, что Фрейд называл «невротической тревогой» (страх потерять контроль) и «моральной тревогой» (чувство вины и стыда).
Но это не единственные виды беспокойства. «Объективная тревога» – это страх перед подлинными угрозами, и в сочетании с двумя другими он создает болезненный и сюрреалистичный внутренний мир.
Эти множественные, повторяющиеся «мини-паники» (комбинированные тревоги) потенциально невыносимы, подавляющи и разрушительны – отсюда необходимость защищаться от них. Существуют десятки защитных механизмов. Ниже приводится обзор наиболее распространенных.
Классификация защитных механизмов
Согласно концепции З. Фрейда, в основе всех используемых защитных техник лежит вытеснение, как базовый и первичный механизм психологической защиты.
Вытеснение – это механизм перевода неприятной или беспокоящей информации с сознательного на подсознательный уровень. Это наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем выключения из сознания неприемлемого мотива или наиболее неприятной ситуации. Человек «забывает» тревожащий его факт, он
не замечает, «не видит» и «не слышит» ничего в окружающей действительности, что доставляет ему тревожащие, гнетущие переживания.
Один из видов вытеснения – оглушение. Иногда естественное действие механизма вытеснения оказывается неэффективным. Слишком велика энергия напряжения, слишком значима внешняя информация, личность не справляется с чувством вины и т. п. В этом случае человек стремится использовать дополнительные, искусственные средства для облегчения ситуации. Такими средствами может явиться алкоголь, наркотики, психотропные вещества.
Нередко неприятные события осознаются человеком как значительно превышающие его возможности справиться с ними. Тогда человек пытается представить себя более беспомощным, чтобы избежать необходимости борьбы и напряжения воли для решения этих проблем.
В этом случае актуализируется механизм регрессии. По З. Фрейду, регрессия – это «путь обратного развития», возврат психического развития на более раннюю ступень (когда нас одолевает мучительная боль, то мы начинаем хныкать как маленький ребенок; уход в болезнь). Вариантом регрессии может служить десакрализация, сущность которой в обеднении собственной жизни, в отказе от ее серьезного принятия. Десакрализация может трансформироваться в «комплекс Ионы». Это вариант поведения, при котором человек отказывается от попыток реализовывать свои способности во всей полноте.
Проекция – один из базовых защитных механизмов, выражающийся в безотчетном переносе собственных чувств, желаний, влечений на другое лицо. Сущность этого механизма в бессознательном отвержении собственных неприятных чувств и приписывании их другому. В этом случае перекладывается и ответственность за свои неприятные внутренние ощущения на внешние обстоятельства (людей, объекты, ситуации).
Трансфер как вид переноса выражается в ошибочном объединении двух формально сходных ситуаций. Имея уже достаточно определенный опыт поведения в трудной ситуации, личность, оценив другую ситуацию как аналогичную, может перенести наработанные эмоции, навыки, отношения. Однако этот опыт может оказаться неадекватным для новой ситуации. Ситуация трансфера чаще всего наблюдается в системе иерархических отношений, к примеру, привычка подчиняться доминантному отцу (матери) воспроизводит «позу» подчинения перед руководителем авторитарного типа.
Замещение, аналогично проекции, обеспечивает удовлетворение желания при сохранении качества энергии, но на других объектах, замещающих истинный.
Часто встречается тип переноса вымещение. Как правило, вымещение выражается в переносе действия с недоступного объекта на доступный. Вымещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда невозможно совершить действие, которое обусловлено потребностью, то для разрядки человек может совершить любое, нередко бессмысленное действие. В образовании симптомов при невозможности устранения фрустратора предметом агрессии становится сам субъект. Эта техника отличается нелогичностью, слепым достижением цели.
Уход (избегание, бегство) выражается в отказе от активности, которая доставляет ему дискомфорт. Уход из одной сферы активности может компенсироваться переходом в другую, например в сферу воображения или интеллектуальную. Полный уход – это уход из жизни, самоубийство. Иногда реализация влечения в реальности вообще невозможна, тогда перенос осуществляется в сферу сновидения.
Часто встречаемый вариант переноса – фантазия. Это своего рода символическое осуществление блокированного желания.
Идентификация – стремление идентифицировать себя с другим человеком, неосознаваемое отождествление и перенос на себя желаемых чувств и качеств другого. Это бессознательный процесс, в ходе которого индивид ведет себя (думает, чувствует, действует) как это делал бы другой, это возможность идентифицировать себя с другим человеком, неосознанное отождествление.
Очень близким к механизму идентификации выступает механизм идеализации. Однако часто идеал не оправдывает надежд и тогда неизбежно наступает обесценивание. Идеал из объекта поклонения и привязанности превращается в объект ненависти и гнева.
Интроекция – механизм, выражающийся в некритичном присвоении убеждений и установок других людей. Вариантом интроекции является невротическое слияние (по Ф. Перлсу). Это невозможность принять свою уникальность. В этом случае субъект не дифференцирует себя и других, обобщает свои чувства с другими.
Реактивное образование – возникновение способа поведения, прямо противоположного бессознательно вытесненному стремлению. Этот механизм строится на амбивалентности. Модель поведения, в основе которой лежит неприемлемое влечение, заменяется на строго противоположную. С помощью такой замены человек безотчетно старается «перечеркнуть» собственные неприемлемые чувства.
Зеркальным отражением реактивного образования является формирование реакции. Этот механизм состоит в преувеличении какого-то эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию.
Изоляция – это психологический механизм защиты, выражающийся в отчуждении от травмирующего фактора. Изоляция выражается в том, что личность просто «отгораживается» от внешнего мира, полного тягостных для нее проблем и конфликтов, и уходит в собственный мир фантазий, творчества, наркотического одурманивания (наркотики и алкоголь могут рассматриваться также как способ изоляции).
Вариантом изоляции является отчуждение. В этом случае внутри сознания обосабливаются особые зоны, отчуждающие от эмоций травмирующие факторы. Мышление становится расщепленным, т. к. нарушена связь между травмирующим событием и его эмоциональной оценкой. Это приводит к диссоциации личности.
Отрицание. Близким изоляции механизмом выступает отрицание. Отрицание – это игнорирование неприятной информации. В ситуации действия этого механизма информация, вызывающая тревогу, просто
не воспринимается («ничего не вижу, ничего не слышу»).
Другим вариантом отрицания является девелюация, сведение чего-то важного до минимума, презрительное отрицание ценности данного явления. Таких примеров много в период войн. Отказ принять истинную степень опасности позволяет сохранить присутствие духа, спокойствие и возможность адекватных действий.
Подавление. Эта защита сходна с отрицанием и вытеснением, личность воспринимает неприятное событие, однако «загоняет» его в подсознание. Этот защитный механизм проявляется в блокировании неприятной информации на этапе перевода ее из сознания в память. Человек не хочет вспоминать травмирующие обстоятельства, вызывающие неприятные эмоции. Поэтому у него нередко со временем наступают «провалы в памяти», когда он не может вспомнить какие-то эпизоды своей жизни, связанные с тяжелыми воспоминаниями.
Интеллектуализация – это механизм, сходный с изоляцией, но более высокого уровня. В этом случае человек признает травмирующий факт, подвергает его интеллектуальному анализу, но отказывается от переживания отрицательных эмоций. Возможность сознательно сказать себе: «Это не так уж пока еще и страшно».
Интеллектуализированной защитой является также расщепление. При действии механизма расщепления происходит разделение позитивного и негативного в «Я-образах». В результате внимание концентрируется на позитивных составляющих и ослабляются негативные переживания. В повседневной жизни расщепление остается мощным и привлекательным средством осмысления сложных переживаний.
Н. Мак-Вильямс выделяет такой вид интеллектуализации, как компартментализация, это защитный механизм, при котором два конфликтующих состояния (вина, стыд или тревога) сосуществуют у человека без осознания этого противоречия.
Иногда человек пытается в порядке защиты замаскировать свои переживания и глубокие ощущения дискомфорта путем придания им внешне несерьезной формы. Такая защита с сохранением интеллектуальной оценки происходящего называется ирония.
Вариантом интеллектуализации является рационализация, – это поиск ложных оснований, когда реальное состояние дел подвергается содержательному анализу и ему дается объяснение, позволяющее сохранить иллюзию, что человек действует из других – разумных и достойных – мотивов. При этом неприемлемая часть ситуации удаляется из сознания, особым образом преобразуется и после этого осознается уже в измененном виде. Этот вид защиты использует убедительные доводы для оправдания своих личностно или социально неприемлемых качеств, желаний, действий.
Одна из разновидностей рационализации – уклончивость. Лица, склонные к этому виду защиты, часто похожи на персонажей тех сказок, в которых герой, будучи преследуемым, превращается в рыбу, оленя, птицу и т. д.
Видом рационализации является морализация. Свои желания субъект направляет в область моральных обязательств и рационализирует свое поведение, избавляясь от тревожащих переживаний.
Защита не всегда имеет пассивный или примиряющий характер. Иногда фрустрирующая ситуация толкает человека на путь активного действия. Агрессия – это любая форма поведения, связанная с причинением вреда другому живому существу, не желающему или не заслуживающему такого обращения. Основной мотив агрессии – нанесение вреда другому.
Производным механизмом является механизм идентификации с агрессором. Субъект маскирует свой страх перед каким-то авторитетом (потенциальным источником фрустрации) путем усвоения и демонстрации гиперкритической и агрессивной манеры поведения другого человека.
Модифицированным вариантом агрессии является всемогущество как защитный механизм. Это преувеличение собственной силы. В этом случае попыткой повлиять на тревожную ситуацию выступает стремление убедить себя и других в собственном всемогуществе.
Агрессивные элементы проявляются и в такой защите, как борьба «Я» с самим собой (поворот против себя – по Н. Мак-Вильямс). Это означает перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя. Агрессивную форму часто имеет и механизм отреагирования, как бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующей ситуации. Вследствие этого данное воспоминание теряет свой тревожащий акцент.
Сублимация – защитный механизм, переводящий неприемлемые желания и формы поведения в социально одобряемые. Этот базовый механизм психологической защиты, охарактеризованный еще З. Фрейдом, выражается в переориентации поведения человека с социально неприемлемой на одобряемую форму. Поведение при сублимации становится наиболее адаптивным и социально одобряемым. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная форма защитного поведения. Эта стратегия предусматривает обуздание нежелательных влечений путем изменения цели и объектов импульсов, без сдерживания их проявления.
Защитные механизмы нарцисса
Татьяна Дьяченко пишет о защитных механизмах нарцисса.
Во-первых, это отрицание: он отрицает боль, отрицает вообще какие-либо проблемы. Это способность сохранять хорошую мину при плохой игре.
Во-вторых, это избегание: он уклоняется, отказывается от ситуаций, в которых могут появиться источники неприятного воздействия; иными словами, он отказывается видеть и решать проблему, уходя с головой в более приятные для себя занятия.
В-третьих, это проекция: обвинение других в тех недостатках, которые свойственны ему самому. Например, он любит сказать: «Что ты за человек, тебе наплевать на мои чувства!», «Ты нисколько не думаешь обо мне, ты меня ранишь!», «До чего люди наглые, недружелюбные и невоспитанные!».
Четвертый психологический механизм – это реакция формации. Это формирование реакции, противоположной собственным чувствам. Например, мать-нарцисс ненавидит своего ребенка, который ее просто бесит; но она говорит, что любит его, и вроде бы все для него делает. Она пытается его целовать и обнимать, хотя ребенок этой любви не чувствует, потому что от матери не идет никакого тепла, никакой энергии.
Пятый механизм – это идентификация, или процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. Более простая версия этого механизма – интроекция, то есть включение в свой внутренний мир взглядов, мотивов, установок, воспринимаемых от других людей. Они полностью погружаются в эту новую реальность, перенимая все верования и убеждения без какого-либо критического фильтра. Они полностью меняются во всем – в поведении, в установках, в отношениях. Это происходит потому, что нарцисс хочет заполнить свою пустоту, ведь у него нет ничего своего, просто не образовалось за время жизни. Он только может заимствовать чужое.
Татьяна Михайловна дает совет нарциссам: идентифицируйте свои защитные механизмы, перестаньте искать недостатки в других, посмотрите на себя. Перестаньте отрицать проблему и свои чувства, посмотрите им в лицо.
Источники:
1. Субботина Л. Ю. Психология защитных механизмов личности: учеб. пособие. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2013. 164 с.
2. Sam Vaknin. Narcissistic Personality Disorder (NPD). The Facts.
3. Дьяченко Т. М. Опасный нарцисс: Кн. 1. Нарциссическое расстройство личности: теория и проявления. Издательские решения, 2021. 174 с.
Поставьте «палец вверх» этой публикации, это поможет её продвижению ☺