Если верить легенде первую виноградную лозу у подножия горы Арарат посадил ветхозаветный патриарх Ной, он же изобрел способ приготовления вина.
Историки и археологи считают, что виноделие в Армении зародилось ~ 2 тыс. лет назад; эту версию подтверждают найденные на раскопках артефакты.
В урартской крепости Тейшебаини (10 км от центра современного Еревана) были обнаружены подвалы с карасами емкостью 250 -1500 литров.
Путь человечества от легких спиртных напитков к крепким занял несколько веков, а дорога к хорошему коньяку была еще длиннее. Только в начале XVII века во французском городке Cognac виноделы открыли секрет качественного дистиллята.
Нечто похожее на «бренди», изобретенное римлянами в III веке, не в счет.
Сегодня настоящий коньяк производится только в департаменте Шаранта (Франция) и в Армении. Однако споры вокруг права армянского напитка именоваться «коньяком» возникают постоянно.
Ереванский винно-водочный-коньячный завод «Ной» расположен в красивейшем Разданском ущелье, на территории Эриванской крепости, возведенной персидским Фарад пашой в XVI веке.
Землетрясение 1853 года почти полностью разрушило цитадель. Уцелели только глубокие подвалы.
Сейчас погреба размещены на нескольких уровнях под землей. Третий (самый нижний) туннель имеет протяженность ~ 19 км. Именно в этих помещениях, пропитанных терпким ароматом винограда, смешанным с запахом дубовых бочек, при низких температурах созревает вино.
В 1865 году известный купец-филантроп Нерсес Таирянц решил использовать подземелья с целью создания винно-водочного завода. Идею поддержал его брат, известный одесский винодел Василий Таиров. В проектировании и строительстве принял участие известный художник-маринист Иван Константинович Айвазовский.
Первый коньяк публика продегустировала в 1887 году. Через год Нерсес Таирянц продал предприятие Николаю Леонтьевичу Шустову, держателю 80% винодельческих производств царской России. Именно благодаря трудам товарищества «Н. Л. Шустов и сыновья» армянский коньяк получил мировую известность - был признан лучшим на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), получил право именоваться «коньяк», а не «бренди».
Продукцию ереванского завода высоко оценил император Николай II, что открыло возможности регулярных поставок ко двору.
Николай Шустов был прекрасным маркетологом. Он первым начал размещать логотип компании на обложках и страницах популярных печатных изданий.
Более того, когда в Малом драматическом театре поставили «Бесприданницу» по пьесе А.Н. Островского, актриса, играющая Ларису, просила подать ей именно коньяк Шустова.
Использовали и такой рекламный ход: молодая аристократическая пара посещала престижные рестораны Москвы и Сантк-Петербурга. Мужчина заказывал «самый лучший «Шустовский» коньяк». В случае отсутствия в меню молодые люди поспешно покидали ресторан со словами «ноги нашей больше не будет в этом заштатном заведении». Естественно остальные гости становились свидетелями неприятного происшествия, по столицам распространялись негативные слухи… Владелец ресторана быстренько заказывал крупную партию спиртного от «Н. Л. Шустов и сыновья»
В 1920 году ереванский винно-коньячный завод национализировали. Однако позиций своих он не утратил. Например, существует легенда о том, что Уинстон Черчилль предпочитал пятидесятиградусный «Двин» и получал из СССР 12 бутылок ежемесячно.
Армянский коньяк по сей день остается излюбленным напитком ценителей крепкого алкоголя.
Его качество обеспечивают 3 основных фактора:
- виноград – творение земли с особой энергетикой. Армянская почва каменистая, климат жаркий, дожди редки. Как и все живое, виноград старается выжить в суровых условиях, высасывая земные соки, насыщаясь солнечным теплом;
- родниковая вода —очень свежая и вкусная. В отличии от французов, которые используют дистиллированную воду, на ереванских заводах применяют природную. За каждым производством закреплен свой родник;
- строгое соблюдение технологии. Сюда включено множество моментов — от человеческих умений до уникальных бочек. Кстати, именно бочки являются источниками аромата. Изготовляют их из столетних дубов, растущих в Айгиване и Нагорном Карабахе. Срок службы тары 50-60 лет. Летом с повышением температуры воздуха коньяк в дубовой бочке расширяется, часть содержимого сливают. Зимой наоборот — доливают. Наполненность определяют на слух, легким постукиванием.
Экскурсия по легендарному ереванскому заводу проходит весело, возможно, благодаря нескольким дегустациям.
Большое впечатление производят погреба - место тестирования вина.
На поверхности (в Дегустационном зале) гостей угощают коньяком 10-ти и 25-ти летней выдержки. И слабоалкогольными напитками на прощание.
Главное — не забыть заповедь философа Анахарсиса Скифского (IV в. до н.э.): «Виноградная лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения».
К сожалению, подделка армянского коньяка имеет промышленные масштабы. Контрафакт является постоянной головной болью местных виноделов и правительства республики.
Армения. Ереванские зарисовки. Начало.