В одной из церквей испанского городка Теруэль можно найти парную мемориальную скульптуру на саркофагах, выполненную скульптором Хуаном де Авалосом.
Это вполне современное произведение, созданное в ХХ веке, однако события, которым оно посвящено произошло почти за тысячу лет до нас.
История о Диего и Изабелле, реальная она или вымышленная, берет начало в 13 веке. История, как водится, о несчастной, трагичной любви в духе Шекспира, и он вполне мог взять ее за основу.
Согласно сведениям, Диего и Изабелла страстно полюбили друг друга, и, хотя принадлежали к знатным семьям, Диего был не так богат, как хотел отец невесты, и думать о свадьбе парочке категорически запретили.
Диего поступает разумнее и взвешеннее, чем в свое время шекспировский Ромео, он просит отсрочку в шесть лет, за которые предполагает сделать состояние. Отец Изабеллы обещает, что не выдаст ее замуж в течение этих шести лет.
Но все происходит, как в кино: отец не берет в расчет один день, затраченный женихом на дорогу, и отдает Изабеллу замуж ровно через шесть лет и один день. Диего опаздывает, но все равно молит о поцелуе свою несостоявшуюся невесту, теперь – чужую жену. Несчастная, но верная обязательствам Изабелла отказывается и Диего умирает.
На его похороны девушка облачилась в свадебный наряд, и лишь тогда подарила долгожданный поцелуй, теперь уже мертвым губам, а затем сама упала без чувств и больше не поднялась. Горожан так тронула история эта любви, что они попросили разрешения у церкви похоронить молодых вместе.
Во избежание скандала, руки скульптур на могилах Диего и Изабеллы не соприкасаются, но тянутся друг другу – это символ невозможности, непостижимости идеальной любви.
Спустя несколько сотен веков уже не важно – правда это все или нет. Внезапные смерти от горя на ровном месте кажутся нам выдумкой, но подобных случаев не счесть в истории искусства. Сейчас важнее то, каким романтичным флером и духом средневековой эстетики обрела данная связь.