5-е задание ОГЭ, пожалуй, одно из самых трудных для девятиклассников. 🤪
👉 5-е задание - это орфографический анализ слова. ⤵️
Где искать ту самую букву❓️ Как её проверить❓️⤵️
👉 Чтобы справиться с заданием, НУЖНО ЗНАТЬ ⤵️
1️⃣ что такое морфема;
2️⃣ что такое часть речи;
3️⃣ какие бывают орфограммы
👉 Кроме того, необходимо знать, слово какой части речи предложено для орфографического анализа. Есть прямая взаимосвязь между частью речи и морфемным составом слова.
👉 Кроме того, важно помнить (знать), что в русском языке 71 орфограмма❗️
То есть за несколько школьных лет (с 1 по 7 класс) ученик изучает огромный блок по правописанию слов, учит большое число словарных слов, ежедневно выполняет задания по морфемному разбору и орфографическому анализу слов.
Остаётся систематизировать полученные знания (или срочно начать учить 😄) и смело браться за выполнение 5-го задания!
👉 Есть ли алгоритм работы со словом, предложенным для орфографического анализа❓️Есть❗️
Чтобы правильно найти, обозначить и объяснить орфограмму, нужно уметь определять,
▪️к какой части речи относится разбираемое слово,
▪️в какой морфеме находится орфограмма.
👉 Рассмотрим один из вариантов ⤵️
Пл*щ**ка
Узнали слово?
В слове площадка нам необходимо объяснить написание 3 букв. Именно они могут представлять трудность при написании.
Внимание❗️❗️❗️
Не следует считать орфограммой только то, что сложно написать именно вам. Орфограмма - это та часть слова/та буква, где "работает" правило!
Итак, ⤵️
1.Определим часть речи (что? площадка ---> имя существительное);
2. Это изменяемое слово (большинство существительных изменяется по числам, падежам) ---> значит, есть окончание (площадка). В данной морфеме нет "ошибкоопасной" буквы;
3. Подберём родственные (однокоренные) слова, чтобы найти в анализируемом слове корень (площадка - площадь, площадочный ▶️ общая часть площад- ). В корне 3 "опасные" буквы.
4. Между корнем и окончанием осталась буква к. Это суффикс имени существительного (как в словах горка, ножка, тропка).
👉 Переходим к орфограммам в корне слова.
Есть орфограммы, связанные с правописанием гласных и согласных в корнях.
✔️Следует помнить, что орфограмма - это не только выбор буквы, но и объяснение этого выбора!
В ряде случаев проверить слово нельзя. Оно относится, как мы говорим, к словарным.
Чтобы задания такого рода не казались сложными, надо регулярно тренироваться. Если постоянно проверять каждое написанное слово (можно делать это и устно), то после школы вы сможете, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, многие слова писать правильно.
А сейчас проверьте себя 😉 ⤵️
Верные ответы: 1, 5
Почему 2, 3 и 4 содержат в себе неверные утверждения? ⤵️
2. Подведены (итоги) - это не прилагательное, а краткое страдатльное причастие, в суффиксе которого усечена одна н (подведённые - подведены).
3. Расстилаться - рассматриваемая орфограмма касается правописания гласной в корне -стил-. Это корень с чередованием. Выбор гласной зависит от наличия/отсутствия суффикса А после корня, а не от лексического значения.
4. (Много) задач - НЕ 3 скл. существительного! Задача - ж.р., 1 скл!