Найти в Дзене
Люблю русский язык!

Готовимся к заданию 5 ОГЭ

5-е задание ОГЭ, пожалуй, одно из самых трудных для девятиклассников. 🤪

👉 5-е задание - это орфографический анализ слова. ⤵️

-2

Где искать ту самую букву❓️ Как её проверить❓️⤵️

👉 Чтобы справиться с заданием, НУЖНО ЗНАТЬ ⤵️

1️⃣ что такое морфема;

2️⃣ что такое часть речи;

3️⃣ какие бывают орфограммы

Здесь названы 4 основные морфемы, с которыми связано правописание слов
Здесь названы 4 основные морфемы, с которыми связано правописание слов

👉 Кроме того, необходимо знать, слово какой части речи предложено для орфографического анализа. Есть прямая взаимосвязь между частью речи и морфемным составом слова.

Слова служебных частей речи (предлогов, союзов, частиц) редко предлагают для орфографического анализа
Слова служебных частей речи (предлогов, союзов, частиц) редко предлагают для орфографического анализа

👉 Кроме того, важно помнить (знать), что в русском языке 71 орфограмма❗️

👆 Вот несколько примеров всем хорошо известных орфограмм
👆 Вот несколько примеров всем хорошо известных орфограмм

То есть за несколько школьных лет (с 1 по 7 класс) ученик изучает огромный блок по правописанию слов, учит большое число словарных слов, ежедневно выполняет задания по морфемному разбору и орфографическому анализу слов.

Остаётся систематизировать полученные знания (или срочно начать учить 😄) и смело браться за выполнение 5-го задания!

-6

👉 Есть ли алгоритм работы со словом, предложенным для орфографического анализа❓️Есть❗️

Чтобы правильно найти, обозначить и объяснить орфограмму, нужно уметь определять,

▪️к какой части речи относится разбираемое слово,

▪️в какой морфеме находится орфограмма.

👉 Рассмотрим один из вариантов ⤵️

Пл*щ**ка

Узнали слово?

В слове площадка нам необходимо объяснить написание 3 букв. Именно они могут представлять трудность при написании.

Внимание❗️❗️❗️

Не следует считать орфограммой только то, что сложно написать именно вам. Орфограмма - это та часть слова/та буква, где "работает" правило!

Итак, ⤵️

1.Определим часть речи (что? площадка ---> имя существительное);

2. Это изменяемое слово (большинство существительных изменяется по числам, падежам) ---> значит, есть окончание (площадка). В данной морфеме нет "ошибкоопасной" буквы;

3. Подберём родственные (однокоренные) слова, чтобы найти в анализируемом слове корень (площадка - площадь, площадочный ▶️ общая часть площад- ). В корне 3 "опасные" буквы.

4. Между корнем и окончанием осталась буква к. Это суффикс имени существительного (как в словах горка, ножка, тропка).

👉 Переходим к орфограммам в корне слова.

Есть орфограммы, связанные с правописанием гласных и согласных в корнях.

👆 безударная проверяемая гласная в корне слова
👆 безударная проверяемая гласная в корне слова
👆 проверяемый парный согласный в корне слова
👆 проверяемый парный согласный в корне слова
👆 буквы и, у, а после шипящих
👆 буквы и, у, а после шипящих

✔️Следует помнить, что орфограмма - это не только выбор буквы, но и объяснение этого выбора!

В ряде случаев проверить слово нельзя. Оно относится, как мы говорим, к словарным.

Написание трудных слов проверяем по орфографическому словарю.
Написание трудных слов проверяем по орфографическому словарю.

Чтобы задания такого рода не казались сложными, надо регулярно тренироваться. Если постоянно проверять каждое написанное слово (можно делать это и устно), то после школы вы сможете, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, многие слова писать правильно.

А сейчас проверьте себя 😉 ⤵️

Выполняя 5-е задание, соотнесите написание слова с предложенным справа от него объяснением.
Выполняя 5-е задание, соотнесите написание слова с предложенным справа от него объяснением.

Верные ответы: 1, 5

Почему 2, 3 и 4 содержат в себе неверные утверждения? ⤵️

2. Подведены (итоги) - это не прилагательное, а краткое страдатльное причастие, в суффиксе которого усечена одна н (подведённые - подведены).

3. Расстилаться - рассматриваемая орфограмма касается правописания гласной в корне -стил-. Это корень с чередованием. Выбор гласной зависит от наличия/отсутствия суффикса А после корня, а не от лексического значения.

4. (Много) задач - НЕ 3 скл. существительного! Задача - ж.р., 1 скл!

-12