Все мы знаем, что далеко не каждое слово как слышится, так и пишется. Расслабился на минутку, не вспомнил вчерашнюю тему, не выучил правило сегодня - она тут как тут. Но мы не про неё - досадную ошибку, а про то, как её не допустить.
☝️ Итак, ОРФОГРАММА - это ошибкоопасное место в слове, требующее применение правила.
Иными словами, это ответ на 3 вопроса:
🎯 ЧТО?
🎯 ГДЕ?
🎯 ПОЧЕМУ?
ЧТО? - буква, написание которой вызвало затруднения (подчеркнём её одной чертой до "выяснения обстоятельств", то есть до проверки).
ГДЕ? - та часть слова (морфема), где находится 'трудная' буква. Необходимо графически выделить приставку/корень/суффикс или окончание.
ПОЧЕМУ? - пояснение к выбору буквы (📍нужно обозначить графически то, что повлияло на написание "трудной" буквы, 📍или же кратко изложить причину выбора). Теперь проверенную правилом "трудную" букву можно подчеркнуть 2 чертами.
🔺️Школьная программа по русскому языку предлагает к изучению 71 орфограмму.
Основные из них традиционно вынесены на ОГЭ (5-е задание) и ЕГЭ (задания 9 - 15).
❗️ПРИМЕР
Посмотрим на РАЗБИРАЕМУЮ орфограмму!
Сколько ошибкоопасных мест удалось обнаружить в слове "РАЗБИРАЕМУЮ"? Отвечая на этот вопрос, не забываем, что буква в слове может быть для вас понятной, очевидной, но при этом не перестаёт быть орфограммой. Такое случается, если слово 'примелькалось', или вы целенаправленно заучивали его, или написание кажется лёгким и понятным.
Всё ж таки наша задача - НАЙТИ ВСЕ ОШИБКООПАСНЫЕ МЕСТА в слове, несмотря на возможную очевидность написания.
🚩Итак, в слове "РАЗБИРАЕМУЮ" находим 5 орфограмм:
1 - З/С на конце приставки,
2 - О/ А в приставках рАз (рАс), рОз (рОс),
3 - Е/И в корне с чередованием -бЕр-/-бИр-,
4 - правописание суффикса причастия -ЕМ-/-ИМ-,
5 - падежное окончание имени прилагательного -УЮ (очевидно, что мало кто напишет его иначе, но правило есть ---> орфограмма есть).
❗️Что надо уметь и знать, работая с орфограммой?
Во-первых, нужно уметь РАЗБИРАТЬ СЛОВО ПО СОСТАВУ (то есть делать морфемный разбор).
Во-вторых, надо чётко определять, к какой части речи относится разбираемое слово.
📍Морфемный разбор помогает определить местоположение 'трудной' буквы в слове. А определение части речи в ряде случаев показывает особенности выбора буквы в морфеме.
❗️ПРИМЕР👇
ПишЕт
1. Что? - буква Е
2. Где? - в окончании глагола
3. Почему? - пишем -Е- в безударном окончании глагола наст.времени /3-го лица /единственного лица, так как "ПИСАТЬ" - глагол 1-го спряжения.
(В) тетрадИ
1. Что? - буква И
2. Где? - в окончании существительного
3. Почему? - пишем -И- в окончании существительного 3-го склонения/в форме предложного падежа.
ПоклОнился
1.Что? - буква О
2. Где? - в корне слова с чередованием
3. Почему? - пишем -О- в корне -КЛОН-/-КЛАН- в безударном положении. 👈 Как видим, в данном случае выбор буквы от части речи не зависит.
Чтобы быстро и безошибочно писать слова, нужно развивать у себя ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ! Для этого следует много читать, присматриваясь к написанию слов, а также сделать для себя привычной работу по разбиению слова на части (морфемы) при выборе той или иной буквы.