Стоит ли доверять снам, все ли их видят и откуда они берутся с научной точки зрения, рассказали специалисты в различных направлениях психологии Анастасия Егорова, Ольга Сергачева, Артем Тужиков и Денис Федоряка.
«В конце XIX века сновидения рассматривались даже как иллюзии, галлюцинации и признаки психических расстройств. Подобных взглядов придерживались исследователи в области психиатрии Виктор Кандинский и Эмиль Крепелин». – Анастасия Егорова, клинический психолог
Разные школы психоанализа по-разному, но всегда с особым интересом относились к теме снов и их интерпретации. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд большое значение придавал опыту сновидений, считая, что они могут быть связаны с психическим здоровьем человека. Густав Юнг относил сны к воплощению бессознательного, которое несет в себе некое послание самому сновидцу.
«Альфред Адлер предлагал анализировать сновидения с точки зрения будущих событий и в контексте социальных отношений человека. По его мнению, сны представляют собой неосознаваемые жизненные планы и стиль жизни человека, который стремится адаптироваться к реальности и избавиться от неуверенности в себе». – Анастасия Егорова, клинический психолог
В настоящее время концепций сновидений в науке, в том числе в психологии и психотерапии, много. Но к единому мнению о том, имеют ли сны какое-то значение для личности человека с точки зрения толкования, ученые до сих пор не пришли.
Что мы видим во сне?
По словам Ольги Сергачевой, толкование сновидений зависит от научной школы, в рамках которой его проводят. К примеру:
- в классическом психоанализе образы довольно жестко закреплены, как в сонниках;
- в юнгианском анализе образы и их интерпретация сильно зависят от сновидца и содержания сна.
Через фокус сознания проходит только 20% информации, поэтому мы помним не все. Образы, которые предстают в сновидении — это «картинки» из жизни человека, ничего нового, из того, что вы не переживали, вы увидеть не можете.
«Из всех образов и сюжетов сновидения человек запоминает те, которые как-то важны ему в этот момент. Например, если у кого-то болят суставы, то изо всех образов он запомнит только сюжет с грызущей его колени крысой, а весь сон, в котором были и приключения, и десяток других картинок, просто «забудется». Так, химик Кекуле, увлеченный исследованием бензола, из всех своих снов «вспомнил» только змею, кусающую себя за хвост, что и натолкнуло его на формулу бензольного кольца». – Ольга Сергачева, психотерапевт, кандидат психологических наук
С точки зрения психологии, сны — это еще один способ понять и проанализировать, что актуально сейчас для человека, что его тревожит.
Есть ли научное объяснение толкованию снов?
Успех в понимании сновидений, по мнению психолога и тренера Артема Тужикова, заключается, прежде всего, в знании физиологии мозга.
Когда мы спим, органы чувств по-прежнему фиксируют всю информацию, но иногда интерпретируют ее в искаженном виде. Поэтому странные, порой абсурдные видения во сне не опровергают того, что любое сновидение заимствовано из малейших впечатлений о жизни. Они всплывают в сознании и связываются вне всякой логики и последовательности.
«Современная наука полагает, что любое сновидение, каким бы неестественным по форме оно ни было, обусловлено всем тем запасом жизненных впечатлений, который мы храним в памяти. Чего-либо абсолютно нового и постороннего там быть не может». – Артем Тужиков, фитнес-тренер, диетолог
Копилка впечатлений головного мозга постоянно пополняется тем, что происходит во внешнем мире и внутри нас, для него это также реально. Память сохраняет их все, какими бы незначительным они ни были, в том числе и наши фантазии.
Стоит ли доверять снам?
Психотерапевт, кандидат психологических наук Денис Федоряка в отношении толкования снов рекомендует разделить два принципиально разных процесса
- толкование снов в эзотерике («магии», экстрасенсорике, в сонниках и т. п.);
- интерпретация сновидений в психологии.
Первый вариант претендует на предсказание будущего и не имеет никакого научного обоснования. Второй вполне обоснован, вырос из классического психоанализа и признан в некоторых психотерапевтических направлениях.
Большинством научных школ психологии в России и за рубежом признано деление психики на сознательную и бессознательную части.
Они отличаются доступностью информации, которая в них содержится. То, что в сознании, мы можем увидеть через мыслительную деятельность, рассказ, ответы на вопросы, диалог и т. д. Что находится в бессознательном, можно обнаружить лишь косвенно через иные процессы, например, сновидения.
Через сны мозг передает зашифрованное на своем языке послание, к которому стоит прислушаться, чтобы лучше понять себя или текущую жизненную ситуацию.
«В моей практике использование интерпретаций сновидений всегда давали эффект: новые инсайты, взгляд на себя и свою ситуацию по-новому, появление творческих решений проблем. Причем я как использовал этот метод, будучи специалистом, так и пробовал на себе». – Денис Федоряка, психотерапевт, кандидат психологических наук.
В расшифровках сновидений, по мнению Дениса Федоряка, поможет не сонник, а навыки самоанализа сновидений под руководством психолога, владеющего этим методом. При этом на «правильность» или предсказание будущего эти интерпретации никогда не претендуют. Это лишь попытка внимательнее присмотреться к глубинам своей личности, сделать полезные выводы.