Стройная красавица с густыми распущенными волосами с ужасом смотрела на монумент Свободы, густо заляпанный кровью. "Свобода, они и тебя забрызгали кровью": с горечью произнесла Манон Ролан, прежде чем сложить свою прелестную голову на кровавую доску гильотины.
Молодая женщина в полной мере ощутила насмешку судьбы. Когда-то эта активистка боролась за идеи равенства и свободы, а теперь она лично пожинала плоды своей успешной деятельности.
Как все начиналось
Манон появилась на свет весной 1754 года в Париже. Ее семья жила в умеренном достатке. Отец торговал драгоценными камнями, а мать занималась домашним очагом. Помимо Манон у родителей родилось шестеро детей, но все они умерли, осталась лишь одна дочь.
Манон росла очень одаренной. Уже в пятилетнем возрасте она прекрасно читала. Отец был неплохим живописцем и гравером, он обучил дочь рисованию и преподавал ей историю искусств. К десяти годам юная француженка зачитывалась трудами философов. При этом она была очень набожной девочкой и самой страстной ее мечтой в то время у нее были мученичество или монашеская жизнь.
Отец отправил дочь обучаться в монастырь и там, столкнувшись с докториной Римской католической церкви, Манон поменяла свои убеждения. Ее по прежнему привлекала религия, она верила в бессмертие души, но церковь вызывала у нее антипатию. После возвращения из монастыря Манон из усердной католички превратилась в деистку (философское учение признающее Бога, но при этом отрицающее многие религиозные аспекты).
К тому моменту Манон расцвела словно бутон розы. Она была очень хороша собой и притягивала мужские взгляды.
Стройные, длинные ноги, маленькие ступни, округлые бедра, отлично развитая грудь, быстрая и легкая походка, сдержанные и грациозные манеры
Вот только сама барышня была далека от романтики и пылкие чувства поклонников оставляли ее равнодушной. Она играючи отказывала десяткам предложений руки и сердца, говоря, что ничего не имеет против любви, но:
Если любовь проникнет в мою душу через глаза, я умру от стыда раньше, чем отдамся этому чувству.
В 1776 году Манон познакомилась с Жаном-Мари Роланом. Он был старше ее на двадцать лет и понравился ей, тем что обладал острым умом. Их отношения развивались очень неспешно, а все из-за того, что первый поцелуй мужчины неприятно поразил девушку.
Я признаюсь, что Ваши ухаживания меня волнуют и в то же время ужасают. Они лишают наше общение той счастливой уверенности, свободы и легкой фамильярности, благородной и трогательной, рожденной добродетелью. Мне кажется, что глубокое чувство дружбы не может быть выражено подобной лаской…
В итоге свадьба состоялась лишь в 1780 году. Со стороны Манон к мужу не было никакой любви, она считала, что их союз - это слияние двух умов. После торжества и проведенной вместе ночи, разочарованная француженка записала в своем дневнике:
То, что произошло в первую брачную ночь, меня неприятно шокировало
В 1781 году на свет появился единственный ребенок Роланов - дочь Юдора.
Чем все завершилось
Началась скучная семейная жизнь. Муж был уверен, что его умнице жене не нужны никакие развлечения и что для нее будет за радость заниматься вычитками типографских ошибок в его статьях. Жан-Мари трудился в министерстве внутренних дел, был видным политическим деятелем, а супругу считал своей верной помощницей. Вот только ее деятельная натура и бурный темперамент жаждали иного.
Выйдя замуж с самыми серьезными намерениями, - писала Манон, - я не нашла в браке того, что меня так привлекало, при том, что я полностью посвятила себя мужу не по расчету, а по собственному желанию. Мой супруг вполне счастлив, но мне для полного блаженства чего-то не хватает
Этим "чего-то" оказалась французская революция. Муж Манон стал министром, а она получила возможность с головой нырнуть в политику. В сердцах супругов ярко вспыхнул патриотизм и они горячо обсуждали идеи свободы.
Красавица Манон превратилась в музу жирондистов. В доме Роланов собирались видные революционные деятели. Окруженная депутатами, серьезными беседами и спорами о будущем Франции, Манон неожиданно для себя открыла, что может влюбляться. Сначала ее увлек депутат Банкаль, а потом она встретила главную любовь своей жизни - депутата-жирондиста Бюзо.
Так как Манон была против лжи, то честно предупредила своего мужа, что влюблена в другого, но красавица француженка не учла, что это решение сильно ослабит его революционный энтузиазм.
Жан-Мари был сокрушен известием, что любимая жена бросает его. На дворе стояло тяжелое время, когда революционная борьба достигла своего апогея. Разные революционные партии противостояли друг другу. На Ролана давили враги-якобинцы, но сил сопротивляться не было. Жена была и его музой, а раз она его покинула, то воодушевление и энергия Ролана иссякли.
22 января 1793 года Жан-Мари отправил прошение об отставке. Супруга помогла ему его написать. Они вместе покинули свое просторное жилье и поселились в небольшой квартирке. Быть вместе с Бюзо у Манон пока не получалась, так как обстановка в стране была огнеопасной, стабильности не было.
Якобинцы начали побеждать и Бюзо вместе с Роланом бежали из Парижа. Непонятно почему, но Манон осталась. О чем думала эта бесстрашная женщина непонятно. Возможно, она не верила, что ее братья по революции смогут причинить ей зло. Ведь все они посещали ее дом, общались с ней, улыбались ей. Даже сам Робеспьер когда-то был с ней в доброжелательных отношениях. Но Манон не учла, что кровавый террор не разделяет людей на друзей и врагов, он проходится по всем.
Манон арестовали и заключили в тюрьму. Уже находясь там и слыша о ежедневных казнях на гильотине, она поняла, что обречена. Ей переслали миниатюрное изображение любимого мужчины, но она не захотела хранить его в тюрьме. Видимо, боялась за Бюзо.
Почему я отказалась от утешения смотреть на твой портрет? Он всегда со мной, спрятанный в моем сердце от нескромных взглядов, я чувствую его каждую минуту, часто омываю слезами. Те, кто способен любить как мы, несут в себе способность к великим поступкам – цена самых тяжелых жертв, компенсация за боль. Прощай! Прощай, мой любимый!
8 ноября 1793 года мадам Ролан предстала перед Революционным трибуналом, а на следующий день ее ждала гильотина. На память о ней остались ее мемуары.
Примечательно, что оба ее мужчины, бежавшие из Парижа, не перенесли новости о ее казни. Они оба сильно ее любили и это известие стало для них фатальным. 15 ноября 1793 года Жан-Мари Ролан покончил жизнь самоубийством, а в июне 1794 года застрелился Бюзо.
Как верно выразился видный революционный деятель Дантон: "Революция пожирает своих детей".
Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала. Подписка здесь